"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2017
Защитим права детей
Конспект родительского собрания, приуроченного к международному Дню защиты детей
Цель: знакомить родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребёнка.
Задачи:
- знакомить родителей с правами ребёнка;
- пополнять знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями;
- способствовать разумному выстраиванию отношений с ребёнком.
Предварительная работа: выставка литературы «Семейный Кодекс», «Конвенция о правах ребёнка», «Закон об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», «Устав ДОУ», «Декларация прав ребёнка»; выпуск фотогазеты «Право на…»; оформление стенда для родителей «Права ребёнка в картинках»; выставка рисунков «Моя семья».
Ход собрания
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и актуальную проблему. Декларация прав ребёнка, принятая в 1959 году ООН, является первым подобным международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. На основе Декларации прав ребёнка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребёнка. Конвенция признаёт за каждым ребёнком юридическое право на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества.
Ведущий: Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы. В какой сказке, на ваш взгляд, нарушено право ребёнка на отдых и развлечение? («Золушка».) В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? («Красная Шапочка», «Серая шейка».) Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка». «Заюшкина избушка».)
Ведущий: В нашей жизни встречаются разные ситуации. Они иллюстрируют наши взаимоотношения с детьми. Вот одна из ситуаций. Саша с удовольствием ест печенье. Бабушка предлагает внуку яблоко. «Бабуля, я не хочу есть яблоко, мне нравится печенье», – отвечает мальчик. «Я настаиваю, – продолжает бабушка, – оно полезней для твоего организма!». «А я не буду, не хочу». А у вас в жизни были такие ситуации? Как вы выходили из них? (Ответы родителей.)
Ведущий: Из самых лучших побуждений взрослые, порой, забывают, что ребёнок имеет чувство собственного достоинства, гордость, что у него есть своё мнение, которое он хочет отстаивать. А мы говорим, что это упрямство. Вместо того, чтобы убедить ребёнка, мы командуем и требуем исполнения. Ребёнок обязательно должен понять, чего от него хотят и почему.
Ведущий: Нередко, якобы заботясь о ребёнке, взрослые позволяют себе проявление насилия: физического, психологического. Это насилие и агрессия не всегда откровенны, они могут быть завуалированы. «Даша, – говорит мама, – иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, и я на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всём нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее!». Оцените этот стиль общения с четырёхлетней девочкой? Как вы думаете, с каким настроением придёт ребёнок в детский сад? (Ответы родителей.)
Ведущий: Психологическое давление, оскорбление, унижение ребёнка наносит ему ещё больший вред, чем физическое наказание. Конвенция о правах ребёнка заявляет, что государства-участники принимают все необходимые меры для защиты ребёнка от всех форм физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, опекунов.
Ведущий: Если возникает ситуация развода? Кто встаёт на защиту прав ребёнка? (Ответы родителей.) В Конвенции о правах ребёнка есть статьи, которые говорят об обязанности и ответственности родителей за воспитание и развитие ребёнка. Признаётся принцип общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Именно родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка.
Ведущий: Уважаемые родители, сейчас вы разделитесь на две группы. Одна – представляет детей. А другая – родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. «Дети» должны писать свои права, исходя из своих детских ролей, для этого можно встать на место собственного ребёнка или вспомнить себя в детстве. (После небольшой подготовки «родители» и «дети» начинают предъявлять права друг другу. Проводится дискуссия. Причём каждое право может быть внесено в список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.)
Ведущий: Итак, права признаны. Все мы любим своих детей, хотя понимание этого у всех различно. Я предлагаю вам тест «Цветок». С помощью этого теста вы сможете оценить своё отношение к ребёнку. (Родителям предлагается нарисовать в центре кружок, в который вписывается имя ребёнка. На каждую букву необходимо придумать прилагательное, соответствующее качеству, черте характера ребёнка. Каждая характеристика оформляется как лепесток цветка.)
Ведущий: Посчитайте, сколько положительных и отрицательных качеств вы написали. Каких больше? Выделите наиболее точное для вашего ребёнка. Почему вы так считаете? (Беседа с родителями.)
Ведущий: Сегодняшнюю встречу хочется завершить прекрасным стихотворением:
Волшебник изучает с детских лет,
Его вселять надежду обучали?
И это основной его предмет.
Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!
Здесь хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
Таким волшебником может стать каждый из вас. Важно научить своё сердце быть чутким и добрым, окружить заботой и вниманием своих детей. Понимать потребности ребёнка, принимать их и отвечать им своими действиями – значит активно слушать ребёнка. Всем взрослым, педагогам и родителям, необходимо развить эту способность у себя.
Ирина Бабина, педагог-психолог
МБДОУ Д/с № 46, г. Салават
Рекомендуем почитать
- Российская натуральная игрушка
- Путешествие в страну «Математики» на Кораблике «Плюх-Плюх»
- Символ 2019 года
- Отзывы наших читателей
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии