"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2017
Решаем вместе
Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков – всё это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей. Коррекцию речи осуществляет учитель-логопед, но, чтобы эта работа была более эффективной, к процессу следует подключать и других специалистов. Кто как не педагог-психолог сможет оказать консультативную помощь логопеду. Так возникла идея разработать основные направления взаимодействия логопеда и психолога по развитию у дошкольников мотивации, комфортности к общению и формированию коммуникативных навыков через сформированную речевую деятельность, которая будет способствовать гармоничному развитию личности дошкольника в системе воспитательно-образовательного процесса.
Задачи:
- повышать речевые умения и речевую активность детей в разных видах коммуникативного взаимодействия;
- своевременно предупреждать и преодолевать трудности речевого развития у дошкольников;
- создавать благоприятный психологический климат для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми в условиях ДОУ.
Коррекционная работа делится на следующие этапы:
1 этап – определение уровня речевого развития и коммуникативных навыков общения у дошкольников, определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания.
2 этап – разработка системы работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие овладение интегрированными способами развития личности ребёнка и коррекции речевых нарушений.
3 этап – аналитическая деятельность, позволяющая отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребёнка.
После проведённой психо-речевой диагностики и выявления детей с сочетанными нарушениями, для дальнейшей коррекционной работы, кроме традиционных логопедических и психологических игр и упражнений был разработан специальный блок общих психо-речевых заданий разной направленности для развития:
- слухового гнозиса и фонетико-фонематических процессов,
- речевого звукоразличения и фонематического слуха,
- слухоречевой памяти,
- номинативных процессов,
- интеллектуальных процессов,
- зрительного гнозиса,
- причинно-следственных отношений,
- квазипространственных (логико-грамматических) речевых конструкций
Любовь Завьялова, учитель-логопед,
Анна Пономарева, учитель-логопед,
ГБОУ «Школа 950» ДО, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии