"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2019
Путешествие по царству лесному
Цель: расширение знаний о растительном и животном мире Удмуртии.
Задачи: продолжать знакомить с разнообразием растительного и животного мира родного края; познакомить с Красной книгой Удмуртии; воспитывать любовь к растениям и животным; вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в её охране; сформировать активную позицию деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем.
Предварительная работа: циклы занятий по темам «Лес – наш дом», «В гости к водяному», «Путешествие по реке»; совместное изготовление дидактических игр; сбор гербариев; экскурсия в лес, к водоёму в разные сезоны.
Оборудование: презентация, картина с изображением леса зимой и летом, кроссворд, иллюстрации с изображением рыб, предметы необходимые для похода, удочки и рыбки с магнитами, изображения зверей, кочки для болота, глобус.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на глобус. Это наша планета Земля. Сколько разных стран, но самая удивительная – Россия. Посмотрите, как необъятны просторы. Много республик и государств находится на её территории и одна из них, самая дорогая для нас, место, где мы родились, это Удмуртия. Посмотрите на карту. Сколько рек и озер в нашей республике, они изображены голубым цветом. Сколько суши и на ней много лесов, суша изображена зелёным цветом. Необъятны и очень богаты наши леса. Сколько в них скрывается тайн и загадок. Хотите разгадать их? Давайте попробуем вместе.
Посмотрите в окно. Какое сейчас время года? (Зима.) А как сейчас в лесу, тепло или холодно? Не хотите оказаться на лесной полянке в летний денёк? (Рассуждения и ответы детей.) А вот и тропинка, бегущая в лесное царство. Но что же нам может пригодиться в пути? (Отбор из предложенных предметов нужных вещей.) Пока мы собирались в путь-дорогу, тропинка исчезла. Как же мы попадём в царство лесное? (Рассуждения детей.) А вот на пеньке листок лежит, может он поможет нам? Вот что написано: «Прежде чем войти в царство лесное правила поведения в лесу поведать надо». Можем отправляться. Вот и первые лесные жители – деревья. Их в наших лесах растёт много, а вот какие на нашей полянке выросли деревья, сможем узнать, если разгадаем кроссворд.
- У меня иголки длинней, чем у ёлки. Я расту в высоту.
- У Алёны платок зелёный, тонкий стан, белый сарафан.
- Её всегда в лесу найдёшь. Пойдёшь гулять и встретишь – стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем.
- В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка?
- Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит?
Вот он самый верхний лесной этаж. Что же здесь находится, и кто живёт? (Ответы детей, в помощь предлагаются опорные картинки.) Спускаемся ниже. Послушайте какой концерт устроили жильцы четвёртого этажа. (Звучит запись пения птиц, дети угадывают.) На низких деревцах свили себе гнёзда дрозды, щеглы. Вот уже и земля виднеется, но что-то случилось с воздушным шаром. Он не спускается вниз. Что же делать? Чтобы шар наш продолжил движение, нужно пройти испытание. Справимся?
Нужно придумать сказку про мальчика, который заблудился в лесу (Дети придумывают сказку по опорным схемам.) А теперь нам нужно собрать в корзины съедобные и ядовитые грибы. (Дети выполняют.) Молодцы, справились с испытанием, и наш шар опустился на второй этаж. Как тут тесно, сколько жильцов! Кто здесь живёт? (Ответы детей.) А что же происходит на самом нижнем этаже? Что это за гора?
Дети: Это муравейник.
Воспитатель: В муравьином доме всегда царит порядок. А вот и кузнечики приглашают нас поиграть. (Проводится ритмопластика «Кузнечик».) Отравляемся дальше по царству лесному? Вот на нашем пути болото. Как же нам перейти его? Что же делать?
Дети: Идти нужно друг за другом.
Воспитатель: Какие ягоды можно найти на болоте? Вы знаете, какие ягоды растут у нас в Удмуртии? (Ответы детей.) Болото мы перешли. Как вы думаете, болота нужны природе?
Дети: Болота очищают воду. В них живут многие животные, которые не смогут существовать без болот.
Воспитатель: Что это за шум слышится поблизости? (Включается запись шума воды.) Можем сделать привал, отдохнуть и подкрепиться. Как вы думаете, что за река несёт свои воды по лесному царству?
Дети: Саля.
Воспитатель: Что нам нужно для разведения костра? Как же нам развести его, не навредив природе? (Ответы и рассуждения детей.) А какую же рыбу мы можем поймать в нашей реке? (Дети ловят рыбу. На каждой рыбине написан вопрос.) Может ли рыба жить без воды? Чем дышит рыба? Умеет ли рыба говорить? В какой воде водиться рыб больше?
Воспитатель: Погуляли мы с вами по летнему лесу, пора и обратно возвращаться. Посмотрите, наша летняя тропинка в белый наряд оделась, стало холодно. А мы с вами одеты по-летнему. Ну-ка ребята, покружитесь, в шубы, шапки нарядитесь. Кругом снег лежит, какой он? А что же с лесными жителями стало? Не все же птицы улетели на юг, а звери в спячку улеглись? Вот, что это за птица, угадайте?
Грудь красна, как маки летом,
Огоньком мелькает, но
Угадайте мне за что же
Имя снежное дано? (Ответы детей.)
Чем же питаются птицы зимой? А мы можем им помочь? (Рассуждения детей.) А каких ещё вы знаете птиц? А какие обитают у нас в Удмуртии? Пора нам в сад возвращаться. Вот и пенёк, который нам указал путь в царство лесное. Ребята, что это?
Дети: Красная книга.
Воспитатель: Как она сюда попала? Почему эту книгу назвали Красной? Как мы можем помочь этим растениям и животным? (Ответы детей.) Давайте заберём этот подарок природы в сад, чтобы узнать о всех растениях и животных, нуждающихся в защите.
Где мы сегодня только не побывали? А что мы узнали о лесах Удмуртии? Кто в них обитает, какие птицы и звери? Какие деревья у нас растут? Как называется наша река и какая рыба в ней живет? Чтобы не забыть о нашем путешествии, я предлагаю всё, что сегодня мы узнали, положить в мешочки знаний.
Татьяна Антипина, воспитатель
МБДОУ д/с общеразвивающего вида № 5
п.г.т. Игра, Республика Удмуртия
Рекомендуем почитать
- Первая образовательная помощь
- Письма читателей
- Детские психологи рекомендуют
- Игры с конструктором детям от 2-х до 3-х лет
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии