"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2019
Круговая тренировка как форма организации физической активности детей в старшем дошкольном возрасте
Изначально круговая тренировка применялась в спорте, но со временем возрастные границы расширись: практика подтвердила, что круговая тренировка доступна и эффективна для старших дошкольников. Этот формат может быть самостоятельным видом деятельности, а может выступить в качестве разминки или основной части занятия. Для проведения тренировки обычно используется стандартный инвентарь: скакалки, мячи, гимнастические палки, маты, скамейки. Чтобы разнообразить содержание и внести в тренировку новизну, можно использовать нестандартные задания: метание кеглей или летающих тарелок, бросок в напольную корзину воздушного шарика или кроссовка.
Этот вид деятельности позволяет детям тренировать все основные движения в удобном для них ритме и темпе, а также укрепляет чувство уверенности и способствует самостоятельности. Ребёнок сам себе дозирует нагрузку: собственный ритм, амплитуду, количество повторений.
Сами условия организации тренировки требуют от детей способности удерживать развёрнутый план действий, гибко переключаться с одного вида движения на другой, быть внимательным к музыкальному сопровождению, задающему темп, ритм и временной интервал. На каждом этапе ребёнок самостоятельно следует установке педагога и правилам выполнения упражнения, сам организует свою деятельность в соответствии с имеющимся инвентарём. Педагог может выборочно включаться, помогая новичкам и тем, кто плохо освоил упражнение. От занятия к занятию ребёнок чувствует себя более умелым. Именно поэтому круговая тренировка так привлекательна для воспитанников.
Наш опыт позволяет определить условия, повышающие эффективность круговой тренировки:
- Музыкальное сопровождение. Для каждой станции мы включаем новый трек продолжительностью 1-2 минуты. Как только сменяется музыка, дети понимают, что им нужно переходить к следующему упражнению. Стоит учитывать, что темп музыки может влиять на интенсивность выполнения задания.
- В первые тренировки мы включаем знакомые детям и хорошо изученные упражнения, чтобы они могли освоить сам принцип организации деятельности. Постепенно меняем сложность в зависимости от освоенности движения и возраста детей.
- В одной круговой тренировке станции могут быть разного уровня сложности, на различные группы мышц. Рекомендуем одну-две из них сделать зоной отдыха.
- Мы продумываем количество станций с учётом того, что на одной станции одновременно будут работать два ребёнка. Они могут выполнять движения индивидуально или в паре, в зависимости от задания.
- Некоторые круговые тренировки могут быть сюжетными. Например – олимпийские игры, морское путешествие, богатырские состязания.
В среднем на 16-18 воспитанников планируются 8-9 станций. Если количество воспитанников больше, можно сделать повторы.
При организации круговой тренировки следует учитывать важные условия соблюдения техники безопасности: число станций, отскок мяча, амплитуда движения, большое количество детей. Станции в спортивном зале нужно расположить таким образом, чтобы дети друг другу не мешали, выполняя своё задание. Если размеры зала не позволяют использовать динамические упражнения с широкой амплитудой движения, можно включить упражнения на тренажёрах. При необходимости педагог страхует детей (например, во время лазания по шведской стенке, прыжков через препятствия). Главное внимание инструктора должно быть направлено на правильное выполнение упражнений.
Опыт показывает, что круговая тренировка становится важной частью занятия по физической культуре. Она позволяет использовать самый разнообразный инвентарь в единицу времени: как стандартный, так и нестандартный. Также её можно провести на открытом воздухе, где используются подручные снаряды. Для неё подойдут как спортивная, так и детская площадки.
Елена Пахомова, инстр. по физкультуре
АНО «Павловская гимназия», ДО
дер. Веледниково, Московская обл.
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии