"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2019
Речевые игры ТРИЗ
Решение образовательных задач по развитию речи через методику ТРИЗ
«Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться…», – поётся в одной известной песенке. «Весело» с точки зрения педагогики – это учебная мотивация, которая помогает детям и взрослым проявлять активность в обучении, усваивать знания и формироваться как личность. Одним из методов, которые помогают создавать мотивацию, является ТРИЗ или теория решения изобретательских задач. ТРИЗ создавался для техники, но давно обосновался в педагогике, бизнесе, рекламе и других сферах деятельности человека. Его несомненными достоинствами являются развитие гибкости и нестандартности мышления, системный взгляд на окружающий мир, в особенности тот, который сделан руками человека, помощь в понимании того, что в любом предмете, явлении, есть и хорошее, и плохое, возможность придумывать и фантазировать.
Основным средством решения педагогических задач в ТРИЗ являются речевые игры. Все прекрасно понимают, как речь важна в жизни человека. Речь – это передача мыслей человека. Мы составляем мнение о человеке по его речи, судим о нём, как он красиво говорит, а не как выразительно молчит. Очень пригодится в будущей жизни ребёнка умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, аргументировать свой выбор, а также формулировать вопросы. Как говорится, каков вопрос, таков ответ. Очень часто и взрослые нечётко формулируют вопросы и, естественно, получают неясные ответы. Речевые игры «да-нет» помогают развить это умение у детей и совершенствовать у взрослых.
На примере дидактических игр, разработанных производственной компанией «Корвет» мы предлагаем опробовать данную методику. Игра «Волшебный поясок», соединяет в себе версию игры «да-нет» и приёмы ТРИЗ. Специально подобранные предметные картинки, которые относятся к разным группам окружающих нас предметов рукотворного мира и живых объектов (транспорт, посуда, одежда, животные, деревья), помогают расширить диапазон придумываемых вопросов. Ведущий загадывает предмет, а остальные должны догадаться, о чём идёт речь, спрашивая о свойствах предмета, его частях, назначении, месте нахождения и количестве. Все эти игры описаны в методическом сопровождении, которое является важной составляющей частью игры. Эти рекомендации помогают взрослым на первом этапе поиграть с детьми с предложенным материалом и стимулировать в дальнейшем генерирование своих идей.
Дети любят фантазировать, придумывать несуществующие предметы, представлять себе нереальные события. Чтобы эта деятельность не была хаотичной, ТРИЗ-педагогика предлагает алгоритм сочинения фантазийных рассказов. Кроме того, алгоритм является инструментом, который облегчает процесс придумывания. Содержанием игры «В стране Котландии», является сочинение историй о котах и не только. Главными героями рассказов могут становиться кот-повар, кот-футболист и кот-доктор. Их предметами-помощниками могут быть фотоаппарат, краски и шахматы, а друзьями или отрицательными героями – поросёнок, лягушка или лошадка. Ну, а истории заканчиваются поездками в известные города мира. Картинки оформлены в виде карт, с обратной стороны которых, как у настоящих игральных карт, нарисованы разные рубашки. Вебинары по данным играм можно посмотреть здесь.
Игры «Волшебный поясок» и «В стране Котландии» можно использовать в детском саду, учреждениях дополнительного образования, дома. Для сочиненной истории необходим слушатель, да и задавать вопросы надо не себе, а кому-то, поэтому «Волшебный поясок» и «В стране Котландии» – это коллективные игры. Одной коробочки хватит для организации подгрупповой деятельности от двух человек (взрослый и ребёнок дома) до двенадцати участников (в образовательной организации).
«Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться…», – поётся в одной известной песенке. «Весело» с точки зрения педагогики – это учебная мотивация, которая помогает детям и взрослым проявлять активность в обучении, усваивать знания и формироваться как личность. Одним из методов, которые помогают создавать мотивацию, является ТРИЗ или теория решения изобретательских задач. ТРИЗ создавался для техники, но давно обосновался в педагогике, бизнесе, рекламе и других сферах деятельности человека. Его несомненными достоинствами являются развитие гибкости и нестандартности мышления, системный взгляд на окружающий мир, в особенности тот, который сделан руками человека, помощь в понимании того, что в любом предмете, явлении, есть и хорошее, и плохое, возможность придумывать и фантазировать.
Основным средством решения педагогических задач в ТРИЗ являются речевые игры. Все прекрасно понимают, как речь важна в жизни человека. Речь – это передача мыслей человека. Мы составляем мнение о человеке по его речи, судим о нём, как он красиво говорит, а не как выразительно молчит. Очень пригодится в будущей жизни ребёнка умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, аргументировать свой выбор, а также формулировать вопросы. Как говорится, каков вопрос, таков ответ. Очень часто и взрослые нечётко формулируют вопросы и, естественно, получают неясные ответы. Речевые игры «да-нет» помогают развить это умение у детей и совершенствовать у взрослых.
На примере дидактических игр, разработанных производственной компанией «Корвет» мы предлагаем опробовать данную методику. Игра «Волшебный поясок», соединяет в себе версию игры «да-нет» и приёмы ТРИЗ. Специально подобранные предметные картинки, которые относятся к разным группам окружающих нас предметов рукотворного мира и живых объектов (транспорт, посуда, одежда, животные, деревья), помогают расширить диапазон придумываемых вопросов. Ведущий загадывает предмет, а остальные должны догадаться, о чём идёт речь, спрашивая о свойствах предмета, его частях, назначении, месте нахождения и количестве. Все эти игры описаны в методическом сопровождении, которое является важной составляющей частью игры. Эти рекомендации помогают взрослым на первом этапе поиграть с детьми с предложенным материалом и стимулировать в дальнейшем генерирование своих идей.
Дети любят фантазировать, придумывать несуществующие предметы, представлять себе нереальные события. Чтобы эта деятельность не была хаотичной, ТРИЗ-педагогика предлагает алгоритм сочинения фантазийных рассказов. Кроме того, алгоритм является инструментом, который облегчает процесс придумывания. Содержанием игры «В стране Котландии», является сочинение историй о котах и не только. Главными героями рассказов могут становиться кот-повар, кот-футболист и кот-доктор. Их предметами-помощниками могут быть фотоаппарат, краски и шахматы, а друзьями или отрицательными героями – поросёнок, лягушка или лошадка. Ну, а истории заканчиваются поездками в известные города мира. Картинки оформлены в виде карт, с обратной стороны которых, как у настоящих игральных карт, нарисованы разные рубашки. Вебинары по данным играм можно посмотреть здесь.
Игры «Волшебный поясок» и «В стране Котландии» можно использовать в детском саду, учреждениях дополнительного образования, дома. Для сочиненной истории необходим слушатель, да и задавать вопросы надо не себе, а кому-то, поэтому «Волшебный поясок» и «В стране Котландии» – это коллективные игры. Одной коробочки хватит для организации подгрупповой деятельности от двух человек (взрослый и ребёнок дома) до двенадцати участников (в образовательной организации).
Харько Татьяна Григорьевна,
автор образовательных методик
Рекомендуем почитать
- Мировая премьера! Мультимедийная выставка-шоу "Великие модернисты"
- «Морское путешествие»
- Игровое пособие «Логические дорожки»
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку