"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2017
Учимся, играя
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности в образовательном процессе детей дошкольного и младшего школьного возраста
Отличительной чертой детей 5-7-милетнего возраста является активная познавательная деятельность. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-действенное мышление и ребёнок находит ответы на вопросы «почему?» и «как?» только в результате выполнения определённых практических действий с предметами.
Игра в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет важное значение, особенно сегодня, когда всё больше детей не подготовлены к школе, имеют ослабленное психофизическое здоровье, сниженный уровень интеллектуального развития и эмоционального благополучия, имеют потенциальную опасность попасть в «группу риска». Игра воспитывает, развивает в детях внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, речь и реактивность – словом, всё, что составляет богатство человеческой личности. Поэтому даже процесс знакомства детей с педагогом и друг с другом желательно организовать в игровой форме, чтобы снять скованность, стеснение, замкнутость и страх.
Применяя в образовательном процессе игровой приём, необходимо установить его тесную связь с наглядными пособиями, с темой занятия, с его задачами, он не должен носить исключительно развлекательный характер. Наглядность на занятиях с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста – это образное решение и оформление игры. Опыт показывает, что дети плохо воспринимают статичную, малоподвижную наглядность в виде таблиц, схем, плакатов. На них в течение занятия ничего не меняется, а, следовательно, обращать внимание на этот предмет не стоит. А вот подвижные, динамичные пособия дети воспринимают с большим интересом, даже несмотря на то, что они уже использовались на занятиях. Например, при обучении счёту можно использовать вырезанные из бумаги фигурки персонажей сказки «Репка» или взять игрушки из настольного кукольного театра. Дети выходят к доске, находят место своему герою в этой живой цепочке, доказывают, что он должен стоять именно здесь. Детям интересно следить за действиями товарищей и самим участвовать в этой игре. Снова эти же фигурки можно использовать при изучении темы «Знакомство с понятиями: впереди, позади, между, за».
Привлечь внимание обучающихся можно и такой наглядностью, которая возникает неожиданно или рождается на их глазах. Дети с интересом наблюдают за цветными мелками в руках педагога, комментируют происходящее. «Живой» рисунок или схема приносят большую пользу, чем заранее вывешенное наглядное пособие, к которому у детей быстро пропадает интерес.
Полезны и интересны детям игры на развитие общеучебных умений и навыков. Это игры на классификацию и обобщение предметов по заданному педагогом и самостоятельно найденному основанию, игры на формирование умений слушания и классификации, обобщения. Хорошо совмещать их с подвижными элементами. Например, педагог называет признаки какого-либо цветка (животного), а затем командует: «Раз, два, три – кто угадал, к этому цветку (животному) беги!».
Игровым материалом для занятий могут являться весёлые задачи-шутки, загадки, скороговорки, ребусы, кроссворды. Они несут в себе не только эмоциональный заряд, но и, забавляют, поучают. Дошкольники и младшие школьники очень любят игру-шутку «Буква – озорница». Педагог читает стихи, а дети должны услышать неправильное слово и сказать, как его изменить, чтобы оно подходило к стихам. Цель игры – тренировка обучающихся в определении звуковой структуры слова и развитие логического мышления. Например: [з – д]
На поляне весной
Вырос Зуб молодой/
[и – о] Усатый кИт сидит на печке,
Выбрав тёплое местечко.
На занятиях по математике дети с большим удовольствием решают задачи, преподнесённые в игровой форме. Они делают занятия устным счётом разнообразными, вносят в «урок» оживление, помогают развивать воображение и память. Например: (5 – 1 = 4)
Пять малышек-медвежат
Мама уложила спать.
Одному никак не спится,
А скольким сон хороший снится?
Подобные игровые задания можно найти в книгах «Весёлое азбуковедение» и «Праздник числа» автор Волина, а так же в других подобных изданиях и журналах для педагогов.
Качество игровых моментов, конечно же, зависит от педагога, его артистических способностей, владения вниманием детей. А занятия с дошкольниками и младшими школьниками, действительно, побуждают педагога к творчеству, к поиску новых форм и методов работы. Выдумка и воображение могут обычную скучную процедуру – чтение слогов – превратить в интересную игру «Волшебный магазин». Для её проведения достаточно слоги написать на доске в столбик, над ними нарисовать крышу, внизу – вход в магазин. Или же вообще изготовить макет многоэтажного домика, и на каждый этаж выставлять слоги. Теперь можно придумывать различные задания и упражнения. Например: игра «Угадай-ка». Педагог даёт детям определенное задание: «На каком этаже можно купить конФЕты?». Дети делят слово на слоги, выделяют слог, в котором есть изучаемый на занятии звук, затем отыскивают нужный этаж. Так несложные игровые ситуации легко придумать и вписать практически в каждое занятие. Одни планируются заранее, другие – рождаются непосредственно в процессе, нужно только постараться увидеть в обычном необычное, в простом удивительное.
Несомненно, у каждого педагога есть свои находки, свои приёмы, свои проверенные, излюбленные методы работы, но очень важно не останавливаться на достигнутом, идти всё время вперёд, совершенствуя своё мастерство!
Танзиля Спевак, педагог дополнительного образования,
руководитель кружкового объединения «Академия дошкольных наук»,
методист МОБУ ДО ДДТ «Радуга»,
Стерлитамакский район, респ. Башкортостан
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии