"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2019
Организация работы учителя-логопеда
(На экране показ текста стихотворения. Автор Голубева И.В.)
Возможно, у ребёнка есть проблемы с речью,
Тогда могу вам дать практический совет:
Решение вопроса обеспечит
Лишь только профессиональный логопед.
Он учит речи: чистой, плавной, внятной.
Он знает красноречия секрет:
Как говорить и ясно и понятно,
Квалифицированный мастер-логопед.
Он учит речевой коммуникации,
Грамматика и лексика его предмет.
Дыханию, фонации, артикуляции.
Со знаньем дела вас научит логопед.
Он педагог, учитель и психолог,
Филолог он и он языковед,
Он воспитатель, доктор, дефектолог,
Актёр, оратор – это логопед.
Работает он тонко, терпеливо,
Слагая результат из маленьких побед,
Работает умело, эффективно,
Интеллигентный, деликатный это – логопед.
Он любит своё дело беззаветно,
И для него работы лучше нет.
Свои стремления посвящает детям,
Достоин уважения это – логопед!
Теперь знакомы вы с профессией прекрасной,
Вам лишь осталось постучаться в кабинет
В больнице, школе или детском садике
С табличкой скромной, словом «Логопед».
Добрый вечер, уважаемые родители! Я, учитель-логопед подготовительной группы нашего детского сада. Сегодня хочу рассказать об организации работы учителя-логопеда в ДОО.
Речь играет важную роль в становлении личности ребёнка. Её развитие зависит от многих факторов. Однако не все дошкольники имеют правильную устную речь и звукопроизношение. Если не исправлять речевые недостатки вплоть до школьного возраста, то это может привести к проблемам в освоении письменной речи в дальнейшем. Чтобы решать эти проблемы, есть учитель-логопед. Как же организована коррекционная работа учителя-логопеда в нашем детском учреждении?
В начале учебного года учитель-логопед проводит диагностику устной речи и звукопроизношения всех детей-логопатов, зачисленных в данную группу. По результатам обследования специалист формирует подгруппы детей, имеющих подобные расстройства речи для последующей коррекции работы. В соответствии с расписанием в течение учебного года учитель-логопед проводит коррекционно-развивающую работу в виде групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий. В конце учебного года учитель-логопед проводит повторное обследование с целью отслеживания динамики развития речи детей.
Эффективность логопедических занятий состоит не только в сотрудничестве учителя-логопеда с воспитателем речевой группы, который закрепляет полученные навыки и знания. Успех коррекционной работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители выполняют рекомендации и домашние задания учителя-логопеда.
Согласно Федеральному закону об образовании в логопедические группы зачисляются дети с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и/или психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Обучающиеся, имеющие нарушения речи, должны пройти обследование специалистами образовательной организации (психолого-медико-педагогическим или психолого-педагогическим консилиумом), после чего будет определён дальнейший маршрут коррекционной работы.
Воспитанники с речевыми нарушениями должны быть отнесены к одной из следующих категорий:
- Дети, имеющие тяжёлые нарушения речи (ТНР), относящиеся к категории ОВЗ. Они должны пройти территориальную ПМПК и заниматься по индивидуальному плану адаптированной образовательной программы.
- Дети с ОНР (общее недоразвитие речи). Сюда входят различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речи.
- Дети с ЗРР (задержка речевого развития). Отмечается отставание от возрастной нормы речевого развития в возрастном периоде до 4-х лет. У таких детей речь появляется позже и развивается медленнее, чем у детей с нормальным речевым развитием.
- Дети, испытывающие ситуативные трудности (фонетико-фонематические нарушения). Характерно не резко выраженное недоразвитие речи. Эти дети не относятся к категории ОВЗ. Они не проходят ПМПК, а обследуются ПМПк образовательной организации, в обучении по адаптированной образовательной программе не нуждаются.
Изначально ребёнка обследует учитель-логопед. Затем ДОУ получает письменное согласие от родителей для прохождения ребёнком-логопатом территориальной ПМПК. Родитель получает пакет документов для представления на тПМПК: направление на медицинский осмотр (психиатр, невролог, окулист, лор, участковый педиатр), а также специалисты ДОО предоставляют характеристику воспитанника, логопедическое и психолого-педагогическое заключения, выписку из ПМПк ДОО, работы ребёнка (рисунки, аппликации и пр.).
После прохождения медкомиссии и подготовки полного пакета документов родители самостоятельно записываются на комиссию, которая работает на постоянной основе. После прохождения тПМПК ребёнок поступает в логопедическую группу (при наличии ТНР).
Если у ребёнка только нарушение звукопроизношения (например, дислалия), родителям предлагаются консультации и практическая поддержка. Учитель-логопед обучает детей с дислалией или другими незначительными речевыми нарушениями и их родителей артикуляционной гимнастике, правильному физиологическому и речевому дыханию, пальчиковой гимнастике. Все эти навыки родитель вместе со своим ребёнком отрабатывает дома.
Развитие устной речи как профилактика нарушений письменной речи
Лучшим способом развития речи выступает общение на прогулке, во время совместного приготовления обеда, по пути в детский сад или по дороге домой и т.п. Упражнения и совместные занятия по речевому развитию в домашней обстановке размещены на официальном сайте ДОУ в разделе учителя-логопеда.
Уважаемые родители! Давайте вместе поможем вашему ребёнку преодолеть те речевые недостатки, которые у него имеются. Объединившись, мы с вами обеспечим ему успешное обучение в школе. Желаю всем успехов!
Елена Голикова, учитель-логопед
высшая кв. кат. МБДОУ «ДСКВ № 49»
г. Братск, Иркутская область
Рекомендуем почитать
- Башня с часами
- В лесу родилась ёлочка. А может быть и нет...
- Игрушки Uncle Milton в России!
- Помоги пасхальному зайчику найти свою тень
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии