"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2022
Путешествие пингвинов на тающей льдине
Интегрированное занятие продумано как серия заданий, позволяющих детям применить знания и умения в новых для них ситуациях (перенос способа действия). Поэтому его целесообразно планировать на конец января – начало февраля, когда у детей накоплен опыт наблюдений, экспериментов и проб, обсуждений в кругу и исследований интересующих их вопросов зимней тематики.
Педагогу этот формат организованной деятельности даёт возможность наблюдать степень освоения коммуникативных и регуляторных умений, актуальный уровень когнитивных способностей.
В занятие включены такие технологии, методики и способы организации деятельности, как:
- «Утренний круг» – способ настроиться на совместную работу. В Основной образовательной программе нашего сада является технологией образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», относится к режимным моментам и может планироваться как деятельность, вовлекающая детей в изучаемую тему.
- «Линейный календарь» – позволяет работать с начальными представлениями о времени, «Модель письма для планирования работы» – знакомство детей с планированием и принципами, лежащими в основе чтения и письма. Методики относятся к технологиям программы «ПРОдетей» Е. Г. Юдиной, Е. В. Бодровой, образовательная область «Познавательное и речевое развитие».
- «Образовательный диалог» – ситуация, в которой дети вместе с педагогом обсуждают интересную им проблему, что позволяет развивать мышление и речь, а также – коммуникативные и регуляторные способности. Технология программы «Превращения» О. А. Шиян учебно-методического комплекта программы «От рождения до школы».
- расширять представления детей о птицах, включая птиц, живущих на самом южном материке – пингвинов;
- формировать умение употреблять существительные с обобщающим значением – «птицы»;
- развивать умение применять свои знания, полученные в ходе экспериментирования, к обсуждаемым проблемным ситуациям (перенос);
- закреплять умение работать с таблицей.
- создавать условия для проявления когнитивных способностей – восприятия, мышления и речи;
- развивать общую и мелкую моторику.
- создавать условия для проявления коммуникативных способностей: умение договариваться, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата, работать в группе и паре;
- создавать условия для проявления регуляторных способностей: планирование своих действий, умение опираться на алгоритмы для достижения цели.
Ход деятельности
(Дети садятся в круг, работа с «Линейным календарём».)Воспитатель: Посмотрите, какое сегодня число? (Дата отмечена изображением «пингвин».) Кто напомнит, почему мы приклеили здесь знак пингвина? (Мы собирались в путешествие в Антарктиду.)
Воспитатель: А кто там живёт? (Важно, чтобы ребята назвали пингвинов.) По какому признаку они относятся к птицам, в чём отличие от всех остальных птиц, чем похожи на тех или иных птиц? (Ответы детей.)
Воспитатель: Пингвины живут на Южном полюсе, как-то раз они отдыхали и не заметили, как огромная льдина откололась и поплыла. Плыли они по океану и обратили внимание, что их льдина становится меньше. Как вы думаете, почему? Ранее мы работали с разными состояниями воды, наблюдали, как она превращается в пар, замораживали и размораживали. У детей есть возможность догадаться, что льдина стала таять в более тёплых водах.
Воспитатель: Всё верно, но у них возникла проблема: они не знают, на чём доплыть до Южного полюса?
Организуем образовательный диалог: дети обсуждают условия, в которых они могли бы спасти пингвинов. Слушаем мнение детей, согласуем наиболее оптимальный вариант для всех участников. Акцент в организации диалога важно сделать на том, чтобы дети могли аргументировать свой вариант, выслушать мнение и критику других участников дискуссии и сообща прийти к общему мнению. В результате обсуждения решаем выбрать корабль для всех участников экспедиции (пингвинов и спасающих их детей) и изготовить тёплую одежду для себя.
Далее переходим к планированию наших действий, зарисовываем все этапы плана. Когда план готов, дети делятся на две группы, чтобы было удобнее согласовывать свои действия и распределять задачи. С каждой группой детей работает один из воспитателей.
Работа мини-группы № 1
Воспитатель обсуждает с детьми вопрос, какой материал, имеющийся в группе, может подойти для постройки корабля? Как можно проверить – удержится ли он на воде? Фокусируемся на умении делать выбор с опорой на собственные пробы.Ребята выбирают три вида материалов, из которых можно построить корабль. Далее они вносятся в таблицу для фиксации проб. Договариваемся: если материал тонет, мы отмечаем его крестиком, если нет – галочкой.
Работа мини-группы № 2
Воспитатель рассматривает с детьми изображения костюмов эскимоса и обсуждает, можно ли их доработать, чтобы они были теплее. Ребята приклеивают костюм к фигурке человека из конструктора «Бабашки», «утепляют» его ватой.По завершении работы группы меняются местами. После выполнения задания обе группы собираются в круг.
Воспитатель: Мы определились с материалом, сделали тёплую одежду, теперь можем начать строить корабль и отправляться в путь.
На данном этапе делаем акцент на умении ребёнка работать в паре, договариваться, работать со схемой. Сможет ли он построить объект из пяти и более деталей, знает ли название геометрических фигур, может ли сделать выбор из предложенных вариантов.
Для образования пар подойдёт любая подвижная игра, где детям нужно разбиваться на пары, позволяющая подвигаться и переключиться с одной смены деятельности на другую, в конце ребята остаются в получившихся парах.
Каждой паре предлагается выбрать схему строительства корабля из двух предложенных. Они договариваются друг с другом и строят корабль. По завершению строительства ребятам сообщается, что пингвины готовы отправиться на Южный полюс. Организованная деятельность завершается, дети разворачивают игру «Экспедиция на Южный полюс».
Анна Лебедева, Алла Улусой,
воспитатели, АНО «Павловская
гимназия», дер. Веледниково, МО
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии