"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2022
Весёлая геометрия
Использование учебно-игровых пособий в непосредственно образовательной деятельности для детей разных возрастных групп
Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. И именно в дошкольном возрасте оно происходит очень интенсивно. В процессе восприятия геометрических форм предметов участвуют такие анализаторы, как зрительный, тактильный, речедвигательный. В данном возрасте ребёнок, увидев предмет той или иной формы, может соотнести её с известными ему основными формами, отметить их сходства и различия. Например, «этот предмет похож на круг, а этот на квадрат».
Процесс восприятия геометрических фигур дошкольниками проходит несколько этапов:
«Логические блоки Дьенеша» – одна из самых известных развивающих игр, предназначенных для детей дошкольного возраста. Основная идея – в игровой форме привить детям основы логики, математики и информатики. Дети в лёгкой форме научатся таким умениям, как классификация, сравнение и анализ.
Давайте рассмотрим несколько игр и упражнений, которые позволят детям усвоить геометрические представления наряду с другими задачами:
В процессе выполнения этих заданий дошкольник берёт фигуры в руки, обследует их, обводя по контуру, выявляет наличие и количество сторон и углов, называет правильно фигуры. У него складывается образ геометрической фигуры. Он может быстро найти и назвать фигуру. Ребёнок начинает выделять форму как один из признаков фигуры.
«Цветные счётные палочки Кюизенера» – это настоящая кладезь игровых и образовательных возможностей. Несмотря на внешнюю простоту, они обладают волшебным свойством подстраиваться под каждого конкретного ребёнка, быть для него тем, что ему нужнее и интереснее всего.
Давайте рассмотрим несколько игр и упражнений:
«Математический планшет» даёт ребёнку возможность освоить такие математические понятия, как геометрическая фигура, площадь, периметр, отрезок, симметрия, а также развивает его творческие способности. Освоившись с планшетом, ребёнок сам начинает создавать на нём красивые узоры, домики, животных и тому подобное.
Давайте рассмотрим несколько игр и упражнений:
К этим наборам производитель предлагает большое количество печатного материала в виде альбомов с заданиями различной сложности, маркированной по возрастам. Так, например, с одними и теми же блоками Дьенеша обучать ребёнка можно с 2-х лет и до 7-и, задавая ему посильные задачи по возрасту.
Можно подобрать и демонстрационный материал из ассортимента «Корвета», при чём есть наборы с заданиями сразу для двух наборов, - и блоков, и палочек. Особенно удобны печатные материалы для педагогов, которые ещё только начинают работать с данными наборами.
Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. И именно в дошкольном возрасте оно происходит очень интенсивно. В процессе восприятия геометрических форм предметов участвуют такие анализаторы, как зрительный, тактильный, речедвигательный. В данном возрасте ребёнок, увидев предмет той или иной формы, может соотнести её с известными ему основными формами, отметить их сходства и различия. Например, «этот предмет похож на круг, а этот на квадрат».
Процесс восприятия геометрических фигур дошкольниками проходит несколько этапов:
- Ребёнок воспринимает геометрические фигуры как целое, при этом не выделяя в них отдельные элементы. На данном этапе он ещё не замечает сходства и различия между фигурами.
- Ребёнок анализирует воспринимаемые геометрические формы и устанавливает отношения между ними, в результате чего знакомится с их свойствами.
- Ребёнок устанавливает связи между свойствами и формой фигур.
«Логические блоки Дьенеша» – одна из самых известных развивающих игр, предназначенных для детей дошкольного возраста. Основная идея – в игровой форме привить детям основы логики, математики и информатики. Дети в лёгкой форме научатся таким умениям, как классификация, сравнение и анализ.
Давайте рассмотрим несколько игр и упражнений, которые позволят детям усвоить геометрические представления наряду с другими задачами:
- Несколько фигур выкладываются перед ребёнком. Его задача – запомнить. Потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Задача ребёнка – заметить изменения.
- В мешочке лежат разные фигурки. Задача ребёнка – на ощупь достать все, например, круглые блоки.
- На столе выкладываются три фигуры. Ребёнку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому признаку (по цвету, форме, размеру или толщине).
- Ребёнку необходимо найти все фигуры, которые не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).
- Ребёнок выкладывает фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
- Ребёнку предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован синий большой круг, за ним красный маленький треугольник и т.д.
- Ребёнку необходимо составить плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
В процессе выполнения этих заданий дошкольник берёт фигуры в руки, обследует их, обводя по контуру, выявляет наличие и количество сторон и углов, называет правильно фигуры. У него складывается образ геометрической фигуры. Он может быстро найти и назвать фигуру. Ребёнок начинает выделять форму как один из признаков фигуры.
«Цветные счётные палочки Кюизенера» – это настоящая кладезь игровых и образовательных возможностей. Несмотря на внешнюю простоту, они обладают волшебным свойством подстраиваться под каждого конкретного ребёнка, быть для него тем, что ему нужнее и интереснее всего.
Давайте рассмотрим несколько игр и упражнений:
- «Построй квадраты». Дошкольнику предлагается выложить 2 квадрата – каждый из палочек своего цвета. В результате следует вывод: чем длиннее брусочек, тем больше будет квадрат. Как более сложный вариант – можно построить треугольники, домики для маленькой мышки и большого медведя.
- «Заполнение силуэтных фигур». Задача ребёнка – заполнить палочками картинку. Там обозначен цвет и длина элемента. В дальнейшем задание усложняется: на картинке только очертания фигуры, не указан её цвет и размер. Последний этап – схема висит на доске, а дети выполняют задание на столе.
- «Сложи фигуру по описанию». По указанию педагога дети выкладывают на столе ромб, квадрат, прямоугольник или равнобедренный треугольник и даже «рисуют» палочками целую картину, состоящую из геометрических форм.
«Математический планшет» даёт ребёнку возможность освоить такие математические понятия, как геометрическая фигура, площадь, периметр, отрезок, симметрия, а также развивает его творческие способности. Освоившись с планшетом, ребёнок сам начинает создавать на нём красивые узоры, домики, животных и тому подобное.
Давайте рассмотрим несколько игр и упражнений:
- «Построй шкафчик». Детям предстоит разделить планшет на полки, сделать растяжку резинки в горизонтальном положении. Затем разместить фигуры: круг положить на верхнюю полочку, а квадрат – на нижнюю и т.д.
- «Найди фигуру». Детям нужно построить 5 столбиков и 5 строчек. Затем убрать столбик посередине, определить, какие фигуры получились и сколько.
- «Построй фигуру». Возьмите красный круг и положите его на палочку (штырёк) Г2, синий круг положите на Г4, жёлтый круг на Б2, а зелёный – на Б4. Далее нужно соединить все круги одной резинкой. Спросить, какая фигура получилась. Таким образом, можно выкладывать разные фигуры.
- «Построй такую же». Данные упражнения выполняются с использованием схем, альбомов, где ребёнку нужно выложить фигуру так же, как на картинке или схеме.
- «Морской бой». Игра проводится с двумя наборами математического планшета. Ребёнок и взрослый в хаотичном порядке надевают 5 геометрических фигур на штырьки. Далее по очереди называют координату, например, Б2, если у противника в заданном месте есть фигура, то её нужно убрать. Выигрывает тот, у кого фигур на планшете осталось меньше.
К этим наборам производитель предлагает большое количество печатного материала в виде альбомов с заданиями различной сложности, маркированной по возрастам. Так, например, с одними и теми же блоками Дьенеша обучать ребёнка можно с 2-х лет и до 7-и, задавая ему посильные задачи по возрасту.
Можно подобрать и демонстрационный материал из ассортимента «Корвета», при чём есть наборы с заданиями сразу для двух наборов, - и блоков, и палочек. Особенно удобны печатные материалы для педагогов, которые ещё только начинают работать с данными наборами.
Рекомендуем почитать
- Международный конкурс для педагогов и психологов «Лучшая авторская игра»
- Что? Где? Когда?
- Товары для детского творчества и развития
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку