"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2015
Дни недели и весёлый счёт
В одном известном научно-методическом издании, которое я читала для работы с чужими детьми, наткнулась на статью о том, как заучить с ребёнком названия дней недели. Это было очень актуально для моей собственной дочки. Всё очень просто: берём гномов из сказки про Белоснежку, даём имя каждому по названию дня недели, выставляем фигурку каждого нового гнома утром на полку на уровне глаз ребёнка, называем вслух… Жаль, фигурок гномов у меня не было. Как не было их и в ближайших магазинах. А дни недели знать уже было нужно только потому, что дочка очень любила спрашивать: «Мама, а какой сегодня день?».
Объяснение и запоминание оказалось лёгким. Вполне возможно, что этим способом пользуюсь не только я. Мы выяснили, что неделя делится на рабочие дни (иначе – будние дни) и выходные. Всего дней семь, из них пять рабочих. Вот их мы и запоминали, пытаясь найти звуковую связь между словами. Итак, рабочие дни:
- первый – понедельник,
- второй (здесь – со «вторника» по «пятницу» — я утрировала произношение первых звуков в словах-подсказках, выделяя голосом, чтобы запомнить название дня) – вторник,
- третий или средний – среда,
- четвёртый – четверг,
- пятый – пятница.
Но если бы всё было так просто, то на этом бы мы поставили точку. Большинству учителей и многим родителям известно, что по умению чётко называть автоматизированные ряды можно судить о речевом развитии ребёнка. Автоматизированные речевые ряды – это такие речевые действия, которые реализуются без непосредственного участия сознания. Примерами автоматизированных рядов может быть счёт от одного до десяти (двадцати), от десяти до нуля, называние времён года, месяцев, дней недели… Всё это, разумеется, нужно называть по порядку.
У взрослых нарушение прочности систем речевых следов объясняется разными причинами. К примеру, невозможность произнести без ошибок речевой автоматизированный ряд может появляться при различных формах афазий – таких нарушениях, при которых характерен речевой распад вследствие локальных поражений головного мозга. В случае с детьми по данному умению судят, как уже упоминалось, о речевом развитии. В зависимости от возраста (чем младше ребёнок, тем ему простительнее что-то не знать или не уметь) ошибочное воспроизведение автоматизированных рядов – сигнал для взрослого для обращения к специалисту (логопеду, нейропсихологу) с целью уточнения речевого статуса ребёнка. Для этих целей ребёнку предлагается перечислить те же ряды (числа, дни недели, месяцы) в обратном порядке. Очень часто встречающаяся невозможность правильно выполнить это задание при хорошей сохранности автоматического воспроизведения прямых рядов говорит о трудностях переключения с одного действия на другое. Каким же образом развить умение осуществлять прямой и обратный автоматизированный ряд?
Дано достаточное количество рекомендаций, из которых следует, что в игры на запоминание предложенных рядов можно играть по дороге в сад, в поликлинике, в поездке. Мы с дочкой нашли ещё одну ситуацию, при которой запоминание проходит на «ура». Делать причёску дома, а потом идти в сад с головным убором — для моей дочки не очень приятная процедура. Поэтому причёсываться и завязывать волосы мы начинаем в раздевалке группы детского сада. Когда слышен звук голосов друзей и подруг, мой нетерпеливый ребёнок пытается побыстрее вылететь из раздевалки и забежать в группу. А нужно стоять и ждать, пока мама причешет волосы и уберёт их в хвост или косу. Для того, чтобы не топать нетерпеливо ногой или не влетать в группу, оставляя на расчёске половину имеющихся волос, есть очень хороший способ. Мы начинаем хором считать от нуля до десяти и обратно. Или отрабатываем другие автоматизированные ряды. В какой-то момент совершенно неожиданно оказалось, что моя дочка знает прямой и обратный счёт от нуля до двадцати! Чудеса!
А теперь можно отрабатывать понимание чётности, нечётности; или просить назвать дни недели, начиная со второго; либо уточнять по порядку название зимних месяцев, а потом перейти ко всем двенадцати месяцам в прямом и обратном порядке…
Мальчиков тоже нужно причёсывать, чтобы они входили в группу опрятными и аккуратными! Длина волос значения не имеет, главное – начать игру!
Ольга Алфёрова, мама, учитель-логопед
ГБОУ СОШ №1825 ДО «Конфетка», г.Москва
Рекомендуем почитать
- Методика раннего развития Глена Домана
- Детская литература
- Что ты видишь на картинке?
- Украшаем группу к Новому году!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии