"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2015
Куклы разные нужны, куклы всякие важны
На полке с игрушками у каждого ребёнка найдётся кукла. Только мало кто догадывается о том, какой долгий путь прошла эта игрушка от куклы-закрутки до современной Барби. Это занятие рассказывает детям об истории кукол, об их разнообразии. А в конце занятия каждый ребёнок мастерит себе свою собственную куклу по старинной технологии
Цель: Развитие навыков восприятия информации и творческих способностей дошкольников.
Задачи:
- Познакомить детей с историей появления куклы.
- Приобщить к общечеловеческим ценностям, к истокам культурных традиций.
- Научить мастерить кукол.
Ход занятия
Ведущий: Ребята, вы, конечно, любите играть. А что для этого нужно? Конечно же, игрушки! Ведь без них трудно представить жизнь. Игрушки — это не только предмет забавы и развлечений. Они – свидетели мировой истории. Игрушки могут рассказать о человеке, его мечтах, о развитии технической мысли. Игрушка, созданная искусным мастером-художником, становится настоящим произведением искусства. Игрушка формирует вкус, развивает фантазию, чувства и воображение. Любят игрушки и дети, и взрослые. Да-да, не удивляйтесь! Дети с ними играют, а взрослые коллекционируют. Одна из самых любимых игрушек – это кукла. Отгадайте, загадки об игрушках:Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке,
Он — весёлая игрушка,
А зовут его — … (Петрушка.)
Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Уложили…глянь-ка —
Встал уж… (Ванька-встанька.)
Красные щёчки, пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки весёлые… (Матрёшки.)
Эту толстую игрушку
Не уложишь под подушку,
День и ночь стоит, бедняжка,
Спать не хочет … (Неваляшка.)
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пёстрой юбке танцовщица
Музыкальная … (Юла.)
Ведущий: Давайте расскажем нашему гостю, какие куклы есть на нашей выставке. (Два экскурсовода рассказывают про коллекцию.)
Дети (читают стихи): Платья носит, есть не просит,
Всегда послушна и с ней не скучно… (Кукла.)
У моей сестрёнки — дочка:
Кудри, розовые щёчки.
Если доченька болеет,
То сестра её жалеет.
Эта дочка — понарошку,
Ведь сестра пока что крошка. (Кукла.)
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… (Матрёшка.)
Ведущий: Как вы думаете, из каких материалов можно изготовить кукол? (Ответы детей.) Верно, кукол делают из металла, пластика, бумаги и ткани, из стекла. А в давние времена из чего люди могли делать игрушки своим детям? (Ответы детей.) Конечно, им приходилось использовать самые простые материалы: глину, дерево, ткань, веточки, верёвочки, даже траву!
Ведущий: Все остатки древесины, обрезки ткани, мочало, обрезки бересты, словом, весь подручный материал шёл в дело.
Куклам в древности приписывались волшебные свойства. Считалось, что кукла оберегает своего хозяина от болезней и несчастья, может помочь хорошему урожаю. Поэтому куклы-талисманы передавались в семье из поколения в поколение, бережно хранились. Кукол нельзя было выбрасывать. Люди верили, что это может принести несчастье в семью. Иногда в доме хранилось более 20 кукол, конечно самодельных.
Как вы думаете, кукла — это девочка или мальчик?
Дети: Девочка.
Ведущий: Вовсе не обязательно. Кукол мужского рода называли «куклаками». Изготавливались куклы из старых бабушкиных юбок и рубах. При изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать ножницы и иглы, поэтому тряпочки разрывали, а концы заворачивали, завязывали.
Помните ли вы свою первую куклу? (Ответы детей.)
Ведущий: На Руси самой первой куклой у ребёнка была «Пеленашка», которую клали младенцу в колыбель. В давние времена дети умели сами мастерить себе кукол всё из тех же подручных материалов. Лица куклам никогда не рисовали: боялись, что кукла станет чересчур «настоящей», «живой» — значит, и опасной!
В наши дни на свете есть много разных кукол. Каких кукол знаете вы?
Ведущий: В театре работают театральные куклы. Есть куклы, которые оживают при помощи ниток – это марионетки. Других кукол надевают на руки, как перчатки. Это перчаточные куклы.
Есть ещё механические и заводные куклы, которых заводят при помощи ключика. Такими игрушками забавляли детей ещё в Древнем Риме и Греции, в Древнем Китае и во Вьетнаме.
Есть ещё фарфоровые и восковые куклы – такие красавицы, которые по виду ничем не отличаются от маленькой девочки.
Куклы на батарейках, куклы-роботы. Разнообразны куклы и интересна их история.
А теперь давайте проведём игру-разминку!
Игра «Солдат и тряпичная кукла»
Представьте, как двигается солдат: движения у него угловатые, чёткие. А тряпичная кукла мягкая, расслабленная, подвижная во всех суставах. Начинайте двигаться, как вам хочется. По сигналу свистка вы «превращаетесь» в солдата, а по звуку колокольчика – в тряпичную куклу. Будьте внимательны.Игра «Научи свою куклу-дочку»
Покажите движениями своей кукле, как играют в мяч, чистят картошку, разворачивают конфету, разрезают и съедают арбуз.Игра «Заводная кукла»
Поиграем в заводную куклу. После того, как кукла заведена, движения у неё быстрые, затем они замедляются и становятся совсем медленные, и потом кукла вовсе останавливается. Итак, каждого из вас «завели»…Ведущий: А теперь настало время нашей практической части. (Устроившись удобно вокруг стола, дети наблюдают, как из красивого сундучка появляются заготовки для куколки.) Мы достаём из волшебного сундучка кусочки клетчатой ткани – это будет юбочка, и белой – для головки и тела. А «завязочками» будут у нас круглые резинки.
Воспитатель демонстрирует все этапы изготовления куклы. После дети с интересом приступают к изготовлению своей куклы. Через некоторое время воспитатель обязательно услышит восторженные возгласы: «У меня получилось!». Сразу же начинается игра с новыми куклами.
Надежда Тислова, педагог дополнительного образования,
при помощи и участии Давшиц С.Н.
ГБОУ СОШ № 750 СП № 1960
Рекомендуем почитать
- Настольная игра «Прорыв. Танковые сражения»
- По страницам сказки «Заюшкина избушка»
- Мастерим игрушки на занятиях
- Товар в новой упаковке уже на складе!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии