"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2019
Белка: правда и вымысел
Проект реализован со старшими дошкольниками. Для данного возраста характерен исследовательский интерес к объектам окружающего мира, возникающий при осознании ребёнком несоответствия его представлений реальности. До старшего дошкольного возраста представления ребёнка об окружающем мире в основном формируют художественная литература и различные иллюстративные материалы. К сожалению, чаще всего информация из них не является научно достоверной, и сформированные на её основе представления не соответствуют действительности. Изменение представления ребёнка об окружающем мире с художественно-литературного на естественнонаучное является необходимым условием формирования словесно-логического мышления, без которого невозможно успешное обучение в школе. Объектом проектной работы мы выбрали представление детей об обыкновенной белке. Маленькие участники работы – жители мегаполиса, и диких зверей видят исключительно на экранах или в клетках зоопарка. Единственное исключение здесь – белка. Все дети наблюдали этих зверьков в условиях, близких к природным (в парках, скверах). Поэтому опыт и возможность самостоятельных наблюдений за этим животным у детей есть. Кроме того, белка является частым героем детских литературных произведений. Слушая сказки, стихи и рассказы, дети составили для себя образ белки как рыжего дружелюбного зверька, живущего в дупле и питающегося орешками. Показать детям разницу между сказочно-литературным образом и реальным животным, сделать представление детей о белке грамотным с естественнонаучной точки зрения и призвана эта работа.
Цель: формирование у детей грамотного естественнонаучного представления об объектах живой природы на примере белки обыкновенной.
Для достижения цели нами решались следующие задачи:
- Сформулировать ключевые вопросы для характеристики животного.
- Познакомить детей с многообразием источников информации и простейшими критериями их отбора.
- Учить детей публично представлять самостоятельно полученную информацию, задавать вопросы по теме и отвечать на них.
- Правда ли, что белка – дикий зверь?
- Правда ли, что белка всегда рыжая?
- Правда ли, что белка живёт в дупле?
- Правда ли, что белка ест только грибы и орехи?
- Правда ли, что белки очень ловкие?
- Правда ли, что белки живут только в наших лесах?
- Правда ли, что белка делает запасы на зиму в своём жилище?
- Есть ли у белок враги?
- Кто белкам родня?
Разбившись на мини-группы, дети выбрали один из вопросов для самостоятельного изучения и последующей презентации. В течение всей работы над проектом для поддержания интереса детей тема белок присутствовала во всех образовательных областях. Дети составляли рассказы и сказки о белках, воспроизводили образ белки в рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании из бумаги. На занятиях по окружающему миру дети знакомились с образом жизни и повадками белки, смотрели отрывки из документальных фильмов. В ходе проекта дети посетили библиотеку им. А.С. Грибоедова, где познакомились с устройством библиотеки, принципом расстановки книг по темам, понятием каталога. Это очень помогло детям в выборе источников информации для поиска ответа на вопросы. Активное участие в работе над проектом принимали родители. Они помогали детям искать информацию, представлять её визуально в виде плаката, составлять рассказ по своей теме. Родители с детьми дома сделали много разных белочек. Для них дети с воспитателями в группе соорудили дерево с дуплом и гайном.
Презентация вызвала огромный интерес детей, хотя и не все дети справились без помощи воспитателя. Затруднения возникали и с формулировкой вопросов (иногда дети задавали вопрос не по теме или пытались перебить докладчика).
Заключительным этапом проекта стала командная игра «Знатоки», посвящённая белкам. В ходе игры дети смогли систематизировать полученные знания, так как задания игры затрагивали все темы, представленные на презентации проекта. В целом можно считать проект успешным. Знания детей о белке стали научно грамотными. Была решена и одна из главных задач проекта. Почти все дети научились отбирать источники информации хотя бы по минимальным критериям. Для дошкольников такой уровень отбора вполне приемлем.
Жанат Агбаева, Наталья Зубелевич
ГБОУ Школа 2107 ДО «На Напрудном», г. Москва
Рекомендуем почитать
- Истоки знаний
- Грелки «Смешарики»
- В России создали Фонд родных языков
- Рейтинг самых популярных игрушек для школьников: что приходит на смену куклам и мишкам
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии