"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2021
Такая разная бумага
Цель: формирование и закрепление знаний и представлений о свойствах бумаги.
Образовательные задачи: учить детей проводить опыты с бумагой; формировать представление о видах и свойствах бумаги.
Развивающие задачи: развивать умение изучать свойства предмета, устанавливать причинно-следственную связь и умение делать вывод на основе полученного опыта.
Воспитательные задачи: формировать умение проявлять интерес к окружающим нас предметам, любознательность.
Как известно, все дети любят рисовать, они ещё не умеют выражать свои эмоции словами, поэтому выплескивают всё на бумагу. Когда в очередной раз одна моя воспитанница взяла лист бумаги для того, чтобы порисовать, подошла ко мне и задала вопрос: «Почему бумага бывает разная? Сейчас мы завтракали и после еды вытирали рот салфетками. Почему, когда я вытерла ротик ею, салфетка стала мокрой и легко порвалась. А что будет с альбомным листом, если я его намочу?» Таким образом, мы на детском совете решили провести опыты с бумагой.
Для начала мы рассмотрели все возможные виды бумаги: картон, цветную бумагу, бумагу для принтера, салфетки, книги. Дети убедились, что для разного рода предметов из бумаги требуется бумага с определёнными свойствами. Для салфеток нужна бумага тонкая и мягкая по структуре; для коробок нужен прочный и толстый картон; для газеты необходима тонкая, но прочная бумага; у книг – обложка должна быть достаточно твёрдой, а для страниц – тонкая, но прочная бумага.
Опыт № 1. Дети заинтересовались тем, что же будет с бумагой, если её помять, можно ли будет вернуть первоначальную форму. Проделали опыт с различными видами бумаги. Оказалось, что, во-первых, тонкая и мягкая бумага мнётся гораздо легче, чем толстая и грубая; во-вторых, в первоначальную форму бумага не возвращается.
Вывод: бумага мнётся и не возвращается в первоначальную форму.
Опыт № 2. После того как выяснили, что бумага мнётся, решили попробовать её порвать. И сделали вывод, что бумага непрочная, но в то же время разная бумага рвётся не одинаково: тонкую легко можно разорвать, толстый картон можно порвать только с усилием.
Вывод: бумага не прочная.
Опыт № 3. Во время предыдущего опыта дети заметили, что, когда мнёшь или рвёшь бумагу, она издаёт различные звуки. В зависимости от типа бумаги звук происходит разный.
Вывод: во время смятия, трения бумага издаёт звук.
Опыт № 4. С помощью ножниц мы решили проверить, одинаково легко ли разрезать бумагу. Оказалось, что нет. Тонкую бумагу без особых усилий мы разрезали на полоски. Чтобы порезать картон на полоски, нам пришлось приложить намного больше усилий.
Вывод: бумага режется.
Опыт № 5. Периодически у кого-то из детей выпадал из рук лист бумаги и плавно приземлялся на пол. Мы с детьми решили опытным путём узнать, может ли бумага летать. Для этого сложили самолётик из бумаги и запустили его в полёт. Самолётик легко планировал по группе.
Вывод: бумага может летать.
Опыт № 6. Следующий опыт состоял в том, что детям стало интересно, а что будет, если бумагу намочить. Мы взяли два вида бумаги: картон и салфетку, и поместили в воду. Салфетка быстро размякла и порвалась, а картон не сразу намок и долгое время оставался целым.
Вывод: бумага боится воды.
Опыт № 7. После того, как дети намочили бумагу и она размокла, я предложила хорошенько размешать в стаканчике бумагу с водой до однородной массы, затем слегка отжать и равномерно разложить на клеёнке, дать высохнуть. Дети размочили бумагу, затем отжали и разложили сушиться. На следующий день мы обнаружили, что бумага высохла и приобрела форму небольшого листочка бумаги с неровной поверхностью.
Вывод: бумагу можно размочить и опять высушить, получив новую форму.
Опыт № 8. Детям стало интересно, как бумага впитывает окрашенную воду. Для этого взяли бумажные полотенца, скрутили в жгуты и опустили один конец жгута в стаканчики с водой, окрашенной в красный цвет, другой конец жгута в стаканчик с водой, окрашенной в жёлтый цвет; следующий жгут поместили одним концом в воду, окрашенную в жёлтый цвет, а другим - в синий. Бумага быстро впитывала в себя окрашенную воду, а на стыке, где краска соединилась, было интересно наблюдать, как краска смешивается и образует новый цвет. Там, где соединилась синяя краска и жёлтая – появилась полоса зелёного цвета; там, где соединилась жёлтая и красная краска – появилась полоса оранжевого цвета; а на стыке синего и красного цветов образовалась полоска фиолетового цвета.
Вывод: бумага окрашивается.
Опыт № 9. После того как дети провели опыт с бумагой и водой, им в голову пришла идея провести опыт с бумагой и подсолнечным маслом. Им было интересно, как поведёт себя бумага, когда на неё капнут немного масла. Мы взяли альбомный лист, ватную палочку, смоченную в подсолнечном масле, и провели по листу. После чего остался жирный след, постепенно след от масла становился всё шире и шире.
Вывод: бумага пропиталась маслом, оставила жирные следы.
Опыт № 10. На стенде я расположила карточки с изображением горящей бумаги и спросила у детей, видел ли кто-нибудь, как горит бумага. Они ответили, что сухая бумага горит очень быстро. Детям нельзя поджигать бумагу, это очень опасно, может случиться пожар.
Вывод: бумага горит.
После всех опытов я рассказала детям о том, как производят бумагу. Для них было открытием, что бумагу делают из дерева. Я подробно рассказала и показала (с помощью презентации «Откуда берётся бумага»), что сначала растут деревья, которые затем вырубают, измельчают в опилки, иногда даже варят. Затем отбеливают и разливают на длинные полоски, которые сушат и скатывают в огромные рулоны, после чего разрезают на листы нужного размера. Вот какой длинный путь проходит бумага, прежде чем попасть к нам в руки. И если мы научимся бережно относиться к бумаге, то меньше будут вырубать леса. Ведь, как известно, лес – это «лёгкие» планеты.
Ирина Калдарбекова, воспитатель,
МБДОУ ДС № 18 «Солнышко»,
с. Большой Бейсуг, Краснодарский край
- Комментарии