"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2021
Дети в швейной мастерской
Цель: ответ на вопросы воспитанников о пошиве одежды.
Образовательные задачи: расширять представления дошкольников о профессии швея (портной, модельер, дизайнер), обогатить словарный запас новыми словами; научить пришивать пуговицу к лоскутку ткани на мастер-классе родителя-профессионала.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, творческое мышление, умение делать выводы.
Воспитательные задачи: побудить в детях интерес к истории, народным промыслам России посредством экскурсии в школьный музей «Изба»; прививать эстетический вкус, любовь к труду и уважительное отношение к старшему поколению.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, демонстрационный материал (костюмы, выкройка, лекала, швейная машина), пуговицы, нитки, иголки, игольницы, ножницы, лоскутки ткани.
Ход деятельности
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на ваши вопросы о шитье постараются ответить Фиксики. Хотите узнать, как шили одежду в древности?Дети: Да!
Воспитатель: Тогда смотрим на экран. (Дети смотрят фрагмент серии Фиксиков «Пуговица».)
Воспитатель: Расскажите, ребята, что вы узнали?
Дети: Древние люди не умели шить, а вязали узлы.
Воспитатель: Правильно. Они связывали куски одежды в крепкие узлы, скрепляли палками и шипами растений. Намного позже появились первые пуговицы. Ребята, Симка показала нам разные пуговицы. Вы запомнили, из чего делали пуговицы?
Дети: Да, их делали из камня, дерева, ракушек, золота.
Воспитатель: Верно. Столько веков прошло, а пуговицы остались. И служат нам до сих пор и украшением, и надёжным креплением. Пришивать их совсем не трудно, только надо соблюдать осторожность при работе с иглой, чтобы не пораниться.
Воспитатель: Дети, хотите узнать, какие ещё приспособления были изобретены для шитья?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Хорошо, тогда мы с вами отправимся в швейную мастерскую. (Проводится экскурсия в школьном музее «Изба».)
Экскурсовод: Здравствуйте, гости дорогие!
Дети: Здравствуйте!
Экскурсовод: Проходите, посмотрите нашу выставку женского рукоделия. (Дети рассматривают сарафаны и кокошники, расшитые бисером, поделки из пряжи.) Так красиво шить умели наши бабушки, прабабушки. Издавна рукоделию обучали всех девочек, чтобы, когда они вырастут, они стали хорошими хозяйками. Их обучали рано, в 5-6 лет, как вам сейчас. А ваши бабушки рукодельничают?
Дети: Да. (Дети рассказывают о том, что видели у бабушек вышивки крестиком, алмазные вышивки, вязанные вещи, кружева, украшения из бисера, бантики из ленточек, валяние шерсти для изготовления игрушек и т.д.)
Экскурсовод: Наши бабушки такие талантливые! Сейчас есть много возможностей для рукоделия.
Дети: Как люди раньше шили?
Экскурсовод: Тогда не было привычных ниток, они сами пряли нить из льна или шерсти животных на прялке. Прялку очень ценили в каждом доме. Её украшали, дарили в подарок и передавали по наследству. Состоит прялка из донца, на котором сидят, и рогатули, которая вставляется в отверстие донца. (Дети рассматривают прялку.) К рогатуле привязывали кудель – волокнистый пучок льна или шерсти. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели на веретено. Веретено – выточенная конусообразная палочка, украшенная узором. Вы можете попробовать поработать на ней. (Дети повторяют прядильные движения.) Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Шерстяные нитки сматывают в клубки. Посмотрите, какие они круглые и мягкие. (Дети рассматривают клубки разного цвета, пробуют сами их сматывать.)
Дети: Какую одежду делали?
Экскурсовод: Из льняных нитей шили длинные рубахи, сарафаны, из шерстяных нитей – шаль, пояс, из пуховых – пуховый платок. Интересна обувь того времени – лапти. Их сплетали из деревянных лыков, посмотрите. (Дети рассматривают лапти.) А к зиме валяли шерсть, чтобы сделать из неё тёплые валенки.
Экскурсовод: По нашей доброй традиции приглашаю вас на чаепитие с самоваром. (Экскурсия завершена, прощаются и возвращаются в группу.)
Воспитатель: Дети, а вы знаете, как называется профессия, в которой шьют одежду?
Дети: Да, швея!
Воспитатель: Верно. Ещё можно назвать портниха, модельер, дизайнер. А чтобы получше узнать о профессии, мы с вами познакомимся с мамой Насти. (Воспитатель приглашает маму ребёнка, которая работает по профессии швея.)
Мама: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Мама: Я работаю швеёй. Меня с детства увлекает занятие шитьём. Я шила платья для кукол, костюмы для игрушек из подручных материалов. Когда выросла, я поняла, что моё увлечение может стать моей профессией. Я шью одежду, а люди покупают её у меня и носят. Мой труд очень ценят люди. (Демонстрирует детскую одежду.) Это я сшила сама из ткани, с помощью швейной машины и других инструментов.
Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, нам, какие инструменты используете?
Мама: У меня есть много полезных инструментов. (Показывает игольницу, ножницы, швейную машину, нитки, сантиметровую ленту.) Швейная машина умеет делать строчки разными узорами. (Показывает детям образцы готовых строчек.)
Воспитатель: Покажите, пожалуйста, нам, как вы шьёте?
Мама: Сначала мне необходимо снять мерки. (Измеряет ребёнка с помощью сантиметровой ленты.) Эти цифры нужны мне для того, чтобы правильно построить выкройку (разворачивает и показывает чертёж), и изготовить точные лекала. (Показывает вырезанные картонные детали одежды.) Затем я раскраиваю ткань по лекалам. (На ткани обводит контур лекала мелком, потом режет ножницами ткань по контуру.) Сейчас сделаем примерку. (Соединяет куски ткани и надевает на ребёнка.) Если всё в порядке, я сшиваю детали, пришиваю пуговицы и обрабатываю швы. Дети, а вы хотите научиться шить?
Дети: Да, хотим!
Мама: Хорошо, ребята. Я вас научу пришивать пуговицу к лоскутку ткани. (Мама учит вдевать нитку в ушко иголки, знакомит детей с напёрстком, учит пришивать пуговицу, воспитатель помогает и контролирует технику безопасности).
Мама: Какие молодцы, у вас всё аккуратно получилось!
Воспитатель: Спасибо вам, что ребятам объяснили, показали и научили пришивать пуговицы! Это умение ещё не раз им пригодится в жизни. Да, ребята?
Дети: Да, будем дома шить.
Воспитатель: Ребята, вы получили ответы на все вопросы?
Дети: Да!
Воспитатель: Поделитесь своими впечатлениями, вам всё понравилось? (Дети рассказывают о полученном опыте, делятся своими желаниями получить профессию швеи.)
Наши воспитанники – это маленькие двигатели прогресса. В поисках ответа на их вопросы мы, педагоги, открываем новые методы обучения детей, сами того не замечая. Мы погружаемся в конвергенцию с музеем школы «Изба», ведём тесную работу с родителями группы, приглашаем их показать мастер-класс.
Лэйсан Шафикова, воспитатель,
Галина Фёдорова, ст. методист,
ГБОУ «Школа № 2000», г. Москва
Рекомендуем почитать
- Непреложные ценности
- Время покупать подарки!
- Сказка про башмачки по мотивам истории С. Прокофьевой
- Выбор правильного освещения для детской комнаты
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии