"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2021
К истокам русской народной культуры
Мы живём в эпоху стремительного технического прогресса, в эпоху беспрепятственного общения на любом расстоянии и в любое время, в эпоху наглядного восприятия мира. Исчезли многие границы и ограничения, мы свободно перемещаемся по миру, выбирая себе удобное место путешествия и место жительства. Вот уже и выросло поколение, не представляющее себе жизни без мобильного телефона и компьютера, свободно общающееся на иностранном языке, если это потребуется.
Современные дети часто ориентируются в технических средствах общения и информации лучше многих взрослых. Они быстрее схватывают принципы работы таких устройств и смысл их предназначения. Кругозор большинства наших детей всё время расширяется, благодаря знаниям и впечатлениям, полученным из интересных путешествий с родителями, благодаря умело организованным занятиям в образовательных учреждениях и благодаря доступным СМИ.
Тем важнее в таких условиях живое общение между людьми, между родителями и детьми, тем серьёзнее задачи в работе детского сада, как первой ступени воспитания подрастающего поколения. Задачи дошкольного воспитания не только дать элементарные знания об окружающем мире, но и, прежде всего, дать знания о Родине, родном языке, помочь ощутить себя частью своего народа, частью своей родной культуры и её традиций.
Главным средством общения является язык, и воспитатель в детском саду – главный помощник для маленького ребёнка, который должен подвести детей к использованию именно устной речи для общения со сверстниками.
Для более широкого ознакомления с родным языком, его красотой и богатством в детском саду предназначены занятия по развитию речи. В дополнение к традиционным методам и приёмам педагогической работы на речевых занятиях мы используем театрализацию. Это один из любимых видов деятельности для дошкольников, так как театральная игра позволяет ребёнку примерить на себя образ, который ему знаком и который не нужно придумывать. Литературное произведение, будь то авторская сказка или фольклор, расширяет кругозор, обогащает впечатлениями от новых явлений, заставляет выделять главное в заданном ему образе.
Чаще всего на театрализованных занятиях по развитию речи для инсценировки используются народные сказки. Именно в них в доступной и лёгкой для восприятия форме отражаются жизнь народа, его обычаи и чаяния, его национальные особенности и культура. Помимо сказок для небольших представлений на занятиях в рабочем порядке мы инсценируем потешки, заклички, считалки, частушки и др. Нельзя не отметить роль фольклора в процессе нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
Устное народное творчество – это совокупность богатого исторического опыта, накопленного многими поколениями наших предков, своеобразный свод этических норм и правил, изложенный в доступной и увлекательной форме, способствующей пробуждению и развитию творческих способностей детей. Собственно, речь идёт об универсальном, отточенном столетиями средстве сохранения национальной принадлежности. Это ещё и мощный инструмент социализации ребёнка, который действует на основе сохранения исторической преемственности поколений.
Погружаясь в процессе театральной постановки в образ своего героя, ребёнок начинает мыслить и чувствовать отвлечённо, сосредоточившись на том, как должен мыслить его герой, проникаясь особым национальным духом или отмечая особое сказочное поведение своего персонажа.
Так сложилось, что народное творчество наиболее полно раскрывается в рамках традиционных праздников. Тематические театральные постановки к празднику – одна из наиболее интересных и масштабных работ. Это глубокая разносторонняя работа как воспитателя и детей, так и родителей.
Главная задача педагогов – используя интерес детей, их увлечённость, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения.
Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, развития её коммуникативной функции. Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусства. А частое использование их в работе с дошкольниками позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды и нормы поведения, развить его творческие способности. Ребёнок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить, говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют.
Театральные постановки могут быть приготовлены заранее, на нескольких репетициях, как самостоятельный настоящий спектакль. Такая работа несёт большую коммуникативную нагрузку как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении показа. Она происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и, конечно же, между самими детьми. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности.
Особенно интересны детям разыгрывания сказок «с листа», когда дети, сами рассказывая сказку, тут же сами её и показывают. Это и тренировка памяти, и осознание себя в социуме, умение работать в команде на результат и просто хорошая эмоциональная разгрузка для ребёнка. Как вариант мы в своей работе часто используем аудиосопровождение таких сценических этюдов, когда дети не произносят, не проговаривают сказку, а разыгрывают пантомиму под включенную профессиональную запись сказки.
Подготовка к большим театральным постановкам, как правило, к национальным народным праздникам, выходит далеко за рамки речевых занятий. Она включает самые разнообразные виды деятельности, и это не только определяет содержание праздника, но и решает ряд специфических задач: развивает слуховое восприятие, произношение, голос, расширяет активный словарь ребёнка, развивает крупную и мелкую моторику, расширяет представления детей об окружающем мире, способствует формированию навыков общения. А главное – формируют нравственные, патриотические качества личности, что является особенно важным в наше время.
Как один из видов речевой работы можно рассматривать кружковую работу, занятия дополнительного образования. Театральный кружок, тренинговые игры во второй половине дня на развитие речевой и интонационной выразительности способствуют снятию речевых зажимов, снятию психологических проблем у ребёнка, оказывают большую помощь логопедическим детям.
Елена Коломиец, воспитатель,
МБДОУ д/с № 6 «Ёлочка»,
г. Балашиха, Московская область
Рекомендуем почитать
- 10 идей вязаного декора детской комнаты
- Фокусы "Мой магический замок"
- Официальные вести
- Обучающие игры Т. Барчан, АНО ЦОТР «Ребус»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии