"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2021
Робот-садовод
Наш век – это время сложной техники и компьютеров. С каждым годом появляется множество электронных новинок, начиная от простейших приборов, облегчающих нашу жизнь в быту, до сложных механизмов и аппаратов, являющихся секретными разработками. Наблюдая тенденцию последних лет, можно с уверенностью сказать, что дошкольники с увлечением и лёгкостью способны освоить работу с современным телефоном, компьютером или сложной электронной игрушкой. Это и есть первые шаги детей в мир техники.
В условиях современного дошкольного образования одной из актуальных проблем является привлечение детей к техническому творчеству. Дошкольникам присущ активный познавательный интерес, вместе с тем они с удовольствием откликаются на предложение педагога смастерить, построить что-то своими руками. На кружке по художественному труду детям предлагается применить в своём творчестве разнообразный материал, в том числе и бросовый, который обладает большим потенциалом. Сломанные игрушки, шестерёнки, баночки из-под йогурта, коробочки и прочее в руках детей превращаются в оригинальные поделки – модели машинок, космических кораблей, луноходов. В ходе работы с детьми на кружке мы поставили цель – создать модели роботов, помогающих людям в работе над цветниками, клумбами и садами. Так появилась серия роботов-садоводов.
Перед нами стояли задачи:
- познакомиться с этапами создания моделей роботов;
- упражняться в конструировании моделей роботов-садоводов из бросового материала;
- развивать творческое и техническое мышление в процессе придумывания и конструирования серии моделей машин, работающих полностью самостоятельно для того, чтобы помочь людям.
Занятия по конструированию роботов призваны пробудить в ребёнке интерес к техническому творчеству, познакомить с профессией инженера, способствовать развитию способностей и склонностей к освоению технического творчества, создать предметы, несущие в себе элемент новизны (техническое конструирование). Вся работа строится в соответствии с возрастными особенностями старших дошкольников, носит систематический характер.
Дети – очень увлечённые конструкторы. Разумеется, дошкольники не делают никаких открытий в своём конструировании, но сам процесс работы над моделью практически ничем не отличается от работы взрослых. Таким образом, в процессе создания модели мы выделяем следующие этапы:
Определяем объект моделирования.
- Определяем вид модели: объёмная или плоская, стилизованная или модель-копия.
- Определяем размеры модели, конструктивные особенности и знакомимся с чертежом.
- Подбираем материал и определяем последовательности выполнения поделки.
- Практическая работа по созданию модели.
- Отделка и декорирование модели.
- Коллективное оформление тематического макета.
- Разработать землю.
- Посадить семена растений.
- Поливать растения.
- Полоть сорняки.
Затем мы рассмотрели собранные детали и определили основные части для создания роботов, придумали примерные схемы их изготовления. Далее начали изготавливать роботов, действуя по плану: сборка основы – покраска корпуса – декорирование деталями. Поскольку в работе использовался бросовый материал, работа с ним носила исключительно творческий характер, приходилось каждый раз искать новые пути решения проблем, разнообразить принципы соединения и подбора деталей, чтобы роботы получились разнообразными. Любимым этапом стало декорирование с использованием различных материалов – шестерёнки, пенопластовые шарики, акриловые стразы, цветной скотч, декоративные наклейки и другое.
Конструирование началось с самых простых моделей – роботы-поливальщики – и шло с усложнением. Основной задачей педагога было дать как можно больше свободы в проявлении творчества, основанного на предварительном знакомстве с общими принципами построения моделей. Полученные ребёнком в ходе практической работы навыки и представления являются наиболее прочными, потому что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь, сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдёт по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению…».
Также было определено назначение роботов. Они ни в коем случае не должны заменять труд людей! Это роботы-помощники, поэтому они будут нужны там, где человек не в состоянии справиться и ему нужна техническая помощь в благоустройстве больших пустующих территорий, при создании цветников у людей с ограниченными возможностями здоровья, при использовании на других планетах. В результате работы получились четыре подвижных трёхмерных модели с чётким разграничением функций.
Знакомство с построением моделей имеет большой потенциал для развития ребёнка, начиная от совершенствования мелкой моторики рук, практических навыков соединения деталей, заканчивая развитием творческого и конструктивного мышления, умения нестандартно мыслить. Особое значение здесь играет использование бросового материала как необычного и продуктивного материала для творчества. Мир техники велик, и занятия моделированием позволяют лучше познать его, развивают конструкторские способности, техническое мышление и, что самое главное, фантазию, творческую активность, что является неотъемлемой частью в изобретении чего-то нового и прогрессивного.
Татьяна Данищенко,
педагог дополнительного образования,
ГБОУ СОШ № 1, СП Д/с «Алёнушка»,
п.г.т. Суходол, Самарская область
Рекомендуем почитать
- Весеннее путешествие
- Применение социоигровых технологий
- Истории из прошлого «оживают» в Музее советских игровых автоматов
- Музей «Моя Россия»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии