"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2021
Опыты у Профессора воды
Цель: формирование представлений о воде через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование;
- развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- продолжать учить читать схемы;
- приучать отмечать результаты наблюдений;
- закреплять правила безопасности при проведении опытов;
- развивать навык последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь;
- воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивая друг друга.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы с вами при помощи опытов выявили свойства воды. Давайте вспомним их по схемам. (Показ схем-слайдов на экране. Входит Профессор воды.)Профессор: Здравствуйте, ребята. Я – Профессор воды. Вы очень много знаете о воде. Хотите ещё больше узнать о ней? (Да.) Для этого я предлагаю вам стать моими учениками, вооружиться вниманием и терпением. Я предлагаю вам пройти в мою лабораторию. Ребята, а что делают в лаборатории? (Проводят опыты.) А чтобы в лаборатории всё получилось, нужно соблюдать правила поведения:
- Внимательно слушайте воспитателя.
- Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
- Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
Профессор: Ребята, я из чайника наливаю горячую воду в красный стакан, смотрите, что происходит с температурой? (Она повышается.)
Опыт «Вода имеет парообразное состояние»
Профессор: Я хочу вам показать ещё один опыт с горячей водой. С горячей водой нужно обращаться аккуратно, чтобы не ошпариться. У меня в термосе горячая вода. Посмотрите, от горячей воды идёт пар. При нагревании вода постепенно превращается в пар. Вода переходит из жидкого состояния в парообразное состояние. Чтобы убедиться, что пар – это вода, я сверху накрою холодным стеклом. Пар постепенно остывает и превращается во что? (Поднимает стекло.) Посмотрите, на стекле у нас образовалась вода. Давайте сделаем вывод.Дети: Пар – это вода.
Профессор: Вода может быть в парообразном состоянии. Хорошо, возвращаемся в лабораторию к Наурашу. (Показ лаборатории Наураша.)
Опыт «Вода имеет твёрдое свойство»
Воспитатель: Но прежде чем мы приступим к следующему опыту, давайте сделаем с вами пальчиковую гимнастику.Ах, вода, ах, вода! (Хлопки.)
Будем чистыми всегда! (Круговые движения ладошками перед собой.)
Брызги влево, брызги вправо, (Кулаки сжимаем-разжимаем.)
Мокрым стало наше тело! (Машем руками.)
Полотенчиком пушистым (Пальчики перебираем.)
Вытрем ручки очень быстро. (Трём руки.)
Профессор: Ребята, у вас на столе лежит кусочек льда. Возьмите его в руку, какой он? (Твёрдый, холодный.) А что происходит со льдом? (Он тает.) Лёд тает от того, что ваши руки тёплые. Во что превращается лёд? (В воду.) Давайте сделаем вывод.
Дети: Лёд – это вода.
Профессор: Вода может быть в твёрдом состоянии. Ребята, положите лёд в пиалы с водой, вытрите руки салфеткой и вернёмся в лабораторию к Наурашу.
Опыт «Вода имеет жидкое свойство»
(Показ лаборатории Наураша.)Профессор: Ребята, посмотрите на лёд, который лежит у вас в пиале. Что с ним произошло? (Лёд немного растаял.) Давайте сделаем вывод.
Дети: Вода – это жидкость.
Профессор: Вода может быть в жидком состоянии. Вода из твёрдого состояния может переходить в жидкое состояние и наоборот. Молодцы, ребята. А теперь давайте повторим, в каких состояниях встречается вода?
Дети: В парообразном, жидком и твёрдом состояниях.
Профессор: А где мы встречаем воду в жидком состоянии? (В кране, речке, море, озере.) А где в парообразном состоянии? (Туман, облако.) Где встречаем воду в твёрдом состоянии? (Лёд, сосульки, снег.) А сейчас вернёмся к нашим опытам.
Опыт «Какие материалы пропускают воду?»
Профессор: Ребята, какое сейчас время года? А представьте, что сейчас лето, вы на улице. Вдруг начался дождь, а зонта у вас нет. Но с собой у вас есть предметы из разного материала. Ребята, назовите материалы, которые лежат у вас на столе.Дети: Бумажная салфетка, фланелевая ткань, картон и целлофан.
Профессор: Каким материалом можно укрыться от дождя? Но сначала давайте проведём опыт.
Профессор: Ложечкой возьмите немного водички и капните на все материалы, которые лежат перед вами. Обратите внимание на то, какой материал намокает быстрее. (Бумажная салфетка.) Давайте напротив бумажной салфетки поставим три капли воды. (Результаты опытов фиксируем на экране.) А какой следующий материал менее промокает? (Ткань.) Мы поставим две капли. Теперь ещё меньше? (Картон.) Напротив картона поставим одну каплю. А какой материал вообще не промокает? (Целлофан.) Напротив целлофана каплю зачеркнём. Ребята, так каким материалом можно укрыться от дождя?
Дети: Целлофаном.
Профессор: На основании сделанных выводов я хочу вам показать фокус.
Опыт «Цветы лотоса»
Профессор: Ребята, у вас на столе лежат цветы из бумаги. Опустите аккуратно цветок в воду и понаблюдайте за ним. Что происходит с цветком?Дети: Цветок распускается.
Профессор: Ребята, а кто скажет, почему цветок начинает распускаться?
Дети: Потому что бумага намокает.
Профессор: Правильно, бумага намокает, становится тяжелее, и лепестки цветка начинают распускаться. Ребята, много нового мы сегодня узнали о воде. Вы все старались, активно работали. Я хочу вам подарить книгу «Берегите воду!».
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Мои ученики, посмотрите вокруг себя, если увидите что-то интересное, неизведанное, то обращайтесь ко мне. До новых встреч в Стране знаний!
Воспитатель: Дети, вы сегодня много нового и полезного узнали о воде. Когда вы вырастите, кто-нибудь из вас выберет профессию, связанную с водой. Знания, которые вы получили в результате проведённых опытов, вам пригодятся в вашей будущей профессии.
Лариса Ласточкина,
воспитатель, МБДОУ № 24,
г. Сергиев Посад, Московская обл.
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии