"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2021
Всё, всё, всё о воздухе!
Цель: формирование представлений о воздухе через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- стимулировать процессы активного познания детей дошкольного возраста на занятиях по экспериментированию;
- продолжать обучать детей проведению анализа на основе знаний о свойствах воздуха;
- закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий;
- развивать интерес к объектам исследования.
Ход деятельности
(Воспитатель обращает внимание детей на стоящий в углу группы сундучок.)Воспитатель: Посмотрите, ребята, для нас кто-то оставил сундучок. Вам интересно, что в нём находится? Тогда давайте откроем и посмотрим. (Из сундучка вылетает гелиевый шарик (рисунок-смайлик), приклеена грустная улыбка.) Это же шарик. А какой он?
Дети: Круглый, воздушный, грустный, белый и т.д.
Воспитатель: Действительно, шарик грустный, он мне тихо прошептал, почему ему так грустно. Вам это интересно? (Ответы детей.) Он грустный, потому что не знает, отчего его называют воздушным. Ребята, объясните, почему его так называют?
Дети: Шарик воздушный, потому что внутри него воздух!
Воспитатель: Правильно, потому что внутри него воздух. А чтобы больше узнать о воздухе и его свойствах, предлагаю отправиться в лабораторию. Лаборатория – это место, где учёные проводят исследования. Мы сегодня с вами превратимся в настоящих учёных. Для этого нам нужно надеть специальные халаты. А пока вы одеваетесь, я вам расскажу о правилах поведения в лаборатории:
- Нельзя шуметь – вы можете не услышать, что вам говорит главный исследователь, то есть – я.
- Нельзя брать оборудование без разрешения – вы можете его испортить.
- Нельзя ничего пробовать на вкус – это может быть опасно для вашего здоровья.
- Нельзя ничего нюхать без разрешения главного исследователя – это так же может быть опасно для вашего здоровья.
Опыт «Воздух прозрачный»
(На первом столе схема – глаз перечёркнут.)Воспитатель: Ребята, а вы видите воздух? (Ответы детей.) И я его не вижу, но точно знаю, что он есть. И чтобы это доказать, возьмите пакеты со стола. Посмотрите, это простой целлофановый пакет, его можно сложить. Положите руку под пакет, что мы видим? Он прозрачный. Откройте пакет, там что-то есть? А давайте туда поместим воздух. (Ловим воздух.) Какой стал пакет?
Дети: Пакет раздулся, он стал толстым. Внутри него воздух.
Воспитатель: Положите снова руку под пакет, она видна, но ведь там воздух!
Дети: Он тоже прозрачный.
Воспитатель: Воздух прозрачный, невидимый, он не имеет цвета. Ребята, вы и сами не заметили, как сделали вывод. А помещать наши выводы мы будем на исследовательскую доску. (Ребёнок закрепляет вывод на доску исследования.)
Опыт «Воздух не имеет запаха»
(На втором столе схема – нос перечёркнут.)Воспитатель: Ребята, вы помните, чтобы получить точные выводы от опыта, нужно его проводить честно. Прошу вас для следующего опыта закрыть глаза и не подсматривать. У меня для вас есть контейнеры, в каждом из них что-то лежит. А вот что именно вы узнаете по запаху. (Воспитатель подносит к носу ребёнка по одному контейнеру. Дети дают ответ. В последнем контейнере ничего нет.)
Воспитатель: Почему ничем не пах последний контейнер? Там ничего нет, или мы просто его не видим?
Дети: Там воздух!
Воспитатель: Воздух не имеет запаха, но легко принимает на себя чужие запахи. (Ребёнок закрепляет вывод на доску исследования.)
Опыт «Воздух есть везде»
(На третьем столе схема – человек дует на одуванчик.)Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а в человеке есть воздух? (Ответы детей.) А давайте это докажем. Берите трубочки, давайте подуем в ёмкость с водой. Что вы видите?
Дети: Пузырьки воздуха. Они вышли из нас, потому что внутри нас есть воздух.
Воспитатель: Мы убедились, что в человеке есть воздух, а сейчас я докажу вам, что воздух есть там, где есть свободный воздух. У меня есть стаканчик, на дне которого приклеена салфетка. Как вы думаете, если я опущу стаканчик в воду, перевернув его вверх дном, салфетка намокнет? (Ответы детей.) А давайте проверим. (Салфетка сухая.) Почему, как вы думаете? (Ответы детей.) Это воздух не дал подобраться воде к салфетке. Проделываю опыт ещё раз. Обращаю внимание, что, опуская стакан, захватываю и воздух. Дети видят, что там есть воздух. Я его выпускаю, салфетка мокнет. (Можно дать возможность детям самим проделать опыт.)
Воспитатель: Воздух есть в человеке и везде, где есть свободное пространство. (Ребёнок закрепляет вывод на доску исследования.)
Опыт «Воздух передвигает предметы»
(На четвёртом столе схема – дует ветер.)Воспитатель: Мы выяснили, что в человеке есть воздух. А как вы думаете, может ли он передвигать предметы? (Ответы детей.) Давайте подуем на свою ладонь. Что вы чувствуете?
Дети: Ветерок.
Воспитатель: А если мы наберём много воздуха? (Дует сильный ветер.) А что такое ветер?
Дети: Это движение воздуха.
Воспитатель: А как вы думаете, может ли наш ветерок привести в движение эти корабли? (Ответы детей.) Тогда давайте опустим корабли на воду. Что мы видим? Если ветер не дует, корабли стоят, если подует лёгкий ветерок, корабли плывут. Если мы наберём много воздуха, то корабли двигаются в разные стороны.
Воспитатель: Ветер – это поток воздуха, который движется в разных направлениях. (Ребёнок закрепляет вывод на доску исследования.)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие выводы о воздухе мы сделали? (Дети подходят к исследовательской доске, перечисляют все выводы. Тем временем воспитатель (незаметно для детей) отрывает наклейку с грустной улыбкой.)
Воспитатель: Вы молодцы! И шарик стал радостный! А за ваш труд предлагаю вам оставить шарик в группе и поиграть с ним!
Анна Шиленкова, воспитатель,
МАДОУ Детский сад «Родничок»,
г. Жуковка, Брянская область
Рекомендуем почитать
- Культурные традиции, национальная тематика
- «Астероиды в пролёте» и «IQ-Звезды»
- Планшет iKids – революция в обучении и развитии
- Путь к сердцу
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии