"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2019
Словесные гусеницы
Учить детей на слух различать и правильно называть фонемы родного языка задача не из простых. Ведь фонемы нельзя потрогать, а тем более увидеть. Поэтому, когда речь заходит о звуковом анализе и синтезе в дошкольном возрасте, то каждый педагог или придумывает своё пособие, или использует готовые. Мы решили создать новое пособие, которое представляет собой круги с напечатанными буквами с одной стороны и цветным кружочком (красным, синим, зелёным, чёрным соответственно гласным, согласным твёрдым/мягким речевым звукам и мягкому знаку) с другой, так же есть пять кружков с изображением мордочки гусеницы, десять карточек с изображением предметов (корова, малина, мимоза, платье, барсук, персик, каштан, кролик, радуга, облако), десять напечатанных на карточках слов и десять звуковых схем к этим словам, игральный кубик, на каждой стороне которого изображены круги (два синих, зелёный, два красных, чёрный). Чтобы пособие было более долговечным в качестве основы, мы использовали крышечки от «Агуши» и от других питьевых йогуртов.
Количество игроков может варьироваться от трёх до десяти, а вот возраст игроков – от четырёх лет до девяти. На базе данного пособия можно решать несколько задач: развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, внимания, памяти. Этот материал будет полезен для совершенствования речевых навыков, таких как согласование слов, составление предложений, изменение слов по падежам, придумывание рифмы, умение подбирать прилагательные (слова-признаки) к существительным (слова-предметы).
Игра «Собери гусеницу»
Вариант I - на развитие звукового анализа, синтеза и фонематического слуха для детей от 4-х летПеред игроками разложены карточки картинками вниз и много фишек (крышечек) цветными кругами вверх, дети выбирают себе по одной карточке и любую мордочку. Каждый игрок выбирает себе только те фишки, которые соответствуют звукам его слова. Нужно, как можно быстрее собрать звуковую схему своего слова (гусеницу) и поднять руку вверх. Выиграл тот, кто быстрее всех и правильно собрал гусеницу.
Вариант II – на развитие звукового анализа, синтеза и фонематического слуха (5-7 лет)
Используя любую считалочку, определяется первый игрок, остальные будут делать ходы по очереди по часовой или против часовой стрелки. Выигрывает тот, кто сумеет раньше всех собрать заданное слово. На стол выкладываются только те крышечки, на которых есть буквы входящие в заданные слова. Карточки с изображением предметов лежат картинками вниз. Каждый игрок выбирает себе карточку, остальным игрокам её показывать нельзя. Первый игрок кидает игральный кубик. После этого ему нужно взять фишку (крышечку) с таким же цветом. Так как все слова состоят из 6 звуков, то соответственно каждый делает шесть ходов. После того, как фишек не осталось, игроки их просматривают, но так чтобы соперники не видели буквы, изображённые на фишках с внутренней стороны. Так как невозможно собрать сразу слова, игроки должны начать обмениваться, при этом соперник может давать взамен любую фишку, которая ему не подходит. Такой обмен продолжается до тех пор, пока кто-то не выкрикнет своё слово, после этого все игроки переворачивают все свои карты и фишки. Проигравшим или проигравшему из своих букв нужно придумать самое длинное слово.
Вариант III - на придумывание рифмы «Каламбур у гусениц» (8-9 лет)
Для этой игры подойдут карточки со словами, которые раскладываются перед игроками словами вниз, перемешиваются, и каждый игрок вытаскивает себе по две карточки. Задача каждого игрока подобрать схему к своим словам (сделать гусеницу) и придумать рифму. Выиграет тот, кто подберёт рифму к каждому выбранному слову, или сможет связать два слова в одной стихотворной строчке, при этом можно изменять исходные слова по падежам. Например, если выпали два слова «облако-персик», то можно придумать следующую рифму «молоко-далеко» и «персик-сверстник» или «Пил наш Ваня молоко, шёл на речку далеко, а Ванюшин сверстник дал Ивану персик».
Вариант IV на развитие фонематического слуха «Маленькие гусеницы» (6-9 лет)
Перед игроками лежат фишки кругами вверх. Количество фишек определяется взрослым в зависимости от количества и возможностей играющих. Например, играет четыре ребёнка, а педагог решает, что на одного ребёнка достаточно будет восемь фишек, значит, на стол нужно положить тридцать две фишки. Каждый ребёнок отсчитывает себе нужное количество фишек и переворачивает буквами вверх. Нужно из имеющихся букв составить как можно больше слов и запомнить их. Через некоторое время (определяет взрослый) дети должны назвать по очереди все слова, которые у них получились. Если дети составляют одинаковое количество слов, тогда выигрывает тот, у кого получиться больше длинных слов.
Вариант V - на подбор признаков предметов «Подбери признак» (4-8 лет)
Перед детьми разложены карточки, на которых изображены звуковые схемы, рисунком вниз и предметные картинки рисунком вверх. Дети по очереди берут себе две любые карточки со схемой. Нужно из предложенных предметных картинок найти те, которые соответствуют выбранным звуковым схемам. На этом этапе выигрывает тот, кто быстрее всех и правильно справился с заданием. После этого взрослый даёт задание подобрать по одному слову-признаку к любой предметной картинке каждого игрока. Выбывает тот, кто остановится.
Вариант VI - «Семейка гусениц» на составление предложения (5-7лет)
Перед игроками выкладываются предметные картинки рисунком вниз и фишки. При этом количество игроков должно быть чётным. Каждый игрок берёт себе две карточки или одну карточку. Нужно как можно быстрее собрать звуковую схему слова, изображённого на выбранной картинке. Кто раньше выполнит задание и правильно – поднимает руку. Следующий закончивший раньше остальных будет в паре с первым. Так образуются пары игроков, у которых по четыре или две картинки. По команде взрослого дети должны придумать, сообща, предложение, в котором будут использованы их слова. Выигрывает та команда, которая раньше всех поднимет руку. Если предложение будет грамматически неправильным, то ход переигрывается.
Мирьям Колчина,
учитель-логопед, I кв. кат.
ГБОУ Школа №1259, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Детские психологи рекомендуют
- Алла Романова, главный редактор
- Русские, татарские, башкирские, удмуртские...
- Оптовый интернет-магазин «RNToys»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии