"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2019
Игровая поддержка обучения дошкольников и младших школьников
В игре педагог должен быть партнёром, подчеркивая тем самым, что его волнует игровой смысл занятий, а не учебный, иначе игра превратится в обычное упражнение. В процессе игры формирование произносительных, лексических и грамматических навыков происходит в увлекательной для детей форме. Игры развивают наблюдательность у ребят, оживляются занятия, повышается интерес детей к изучению предмета.
Исходя из особенностей психологического развития младшего школьника (преобладания эмоциональной сферы над интеллектуальной, преобладание непроизвольного запоминания) нельзя не оценивать потенциальных возможностей игрового метода. Игры используются во всех возрастных группах, но характер материала и задачи меняются от группы к группе.
При разработке программы игровой поддержки за основу мною взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении.
Педагогические принципы, обеспечивающие реализацию программы:
- использование привычных форм деятельности (игровых), доступность обучающих задач и постепенный характер их усложнения;
- поддержание доброжелательного психологического климата на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации занятий;
- оптимальное сочетание форм занятий – индивидуальной, парной, групповой.
Воспитывающие задачи программы – в процессе занятий дети постепенно формируют такие качества личности как собранность, организованность, культура общения и группового взаимодействия, коммуникабельность, потребность в самообразовании и самосовершенствовании.
Развивающие задачи – все виды деятельности детей и педагога направлены на развитие познавательного интереса, общекультурного кругозора, логического, критического, творческого мышления.
Наши игровые пособия обладают целым рядом несомненных достоинств:
- доступность и узнаваемость игровой формы (лото, парные картинки, разрезные картинки, которые нужно составлять, излюбленные детьми маршрутные игры-ходилки) переводят учебную ситуацию в план знакомой и любимой игры, поддерживают положительный эмоциональный фон на занятиях;
- обучение работе со словарями (словарь синонимов, антонимов, паронимов, фразеологизмов, пословиц и поговорок, словарь эпитетов и словарь сочетаемости слов; орфоэпический и грамматико-орфографический словарь);
- ясность игровой задачи, чёткость мотивации игры стимулируют интерес ребёнка, поддерживают соревновательный азарт, который должен быть направлен взрослым на познавательную деятельность;
- вариативность игровых форм, заложенная в каждом пособии, возможность индивидуально подойти к особенностям восприятия разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление нужных учебных навыков;
- богатство лексического содержания игр создаёт необходимую базу для расширения тезауруса школьников, развития языкового вкуса и чутья, обогащения картины мира и развития мышления учащихся;
- высокий уровень оформления наглядного игрового пособия стимулирует процесс освоения языкового материала, способствует развитию эстетического вкуса и творческого мышления.
Работа с нашими игровыми комплектами уже в течение нескольких лет ведётся в тысячах российских школ, ДОУ, Центров развития и психологической поддержки детей и подростков, в русских школах за рубежом. Успешно пройдена экспертиза дидактических пособий в «Центре игры и игрушек» при Московском психолого-педагогическом университете. Целый ряд игр получил гриф «Детские психологи рекомендуют». Разработанные пособия стали актуальными в ежедневной практике специалистов: логопедов, психологов, воспитателей, учителей начальных классов и средней школы. Работа Центра отмечена золотыми медалями Образовательных форумов и многочисленными дипломами. Презентации пособий включены в программу курсов повышения квалификации воспитателей ГПД, учителей начальной школы Московского института открытого образования, Окружных методических центров Москвы, МГГУ им. М.А.Шолохова.
Присоединяйтесь и вы, я всегда готова ответить на ваши вопросы по организации обучения при помощи методики игровой поддержки!
Т.А. Барчан, главный редактор издательства ЦОТР «Ребус»,
педагог высшей категории, Лауреат конкурса
«Лучший педагог дошкольного образования-2006»
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии