"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2019
Синичкин день
Образовательные задачи: продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, называть их, различать зимующих и перелётных птиц; учить выполнять движения в соответствие с текстом.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес, диалогическую речь, умение правильно строить фразы; развивать двигательную активность, координацию и выразительность движений.
Воспитательные задачи: воспитывать умение слушать и слышать друг друга; учить взаимодействовать во время совместной игры.
Материал и оборудование: аудиозапись «Осень» А. Вивальди; дорожка со следами; презентации: «Осенний лес», «Перелётные птицы» с использованием интерактивной системы OptiMusik; аудиозапись птичьих голосов; костюмы птиц (скворец, грач, лебедь, ласточка) для детей; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц; два обруча, символы солнышка и снежинки; бумага для оригами и схема; разнообразный корм для птиц.
Ход деятельности
(Чтение стихотворения об осени, сообщение о народном празднике «Синичкин день», когда люди встречают зимующих птиц и развешивают кормушки. Логоритмические упражнения: «Прогулка», «Аист», «Гуси», «Синички». Раздается стук в дверь. Входит Лесовичок.)Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам из леса за помощью.
Педагог: Здравствуй, Лесовичок! Что случилось?
Лесовичок: Волк не отпускает птиц в тёплые края, а в лесу уже холодно и голодно.
Педагог: А почему не пускает?
Лесовичок: Говорит, что любит пение птиц и без них оставаться в лесу не хочет.
Логопед: Ребята, что будем делать?
Дети: Надо идти спасать птиц.
Педагог: Правильное решение! Лесовичок, показывай дорогу. (Дети идут друг за другом и произносят слова.)
Через реки и пруды
Нас ведут дорожки.
Смело мы по ним пойдём,
Не промочим ножки.
Лесовичок: Нас встречают препятствия! Ребята, будьте осторожны! Идём по мосту через реку приставным шагом боком (ходьба по канату), перепрыгиваем через большие камни на двух ногах (прыжки из обруча в обруч), пролезаем через ущелье (через вертикально расположенный обруч). Вдалеке нас ждёт лес. (Педагог и дети входят в музыкальный зал. На экране картинка «Осенний лес». Под музыку выполняются движения с речевым сопровождением.)
Мы идём в осенний лес,
А в лесу полно чудес. (Дети маршируют.)
По тропиночке пойдём,
Друг за дружкою гуськом. (Дети идут по следам.)
На носочки встали,
И к лесу побежали. (Дети бегут на носочках.)
Снова по дорожке,
Шагают наши ножки. (Дети маршируют. Дети садятся на стульчики. Проводятся дыхательные упражнения с использованием системы OptiMusik.)
Логопед: Посмотрите, как красиво в осеннем лесу. Воздух такой чистый, свежий, что немного кружится голова. Медленно вдыхаем носом и медленно выдыхаем через рот. Тропинка петляет между высокими соснами, стройными березками, гибкими осинками. Вдруг подул свежий прохладный ветерок. (Дети плавно произносят звук «С».) На лесной опушке ещё можно заметить осенние цветы. Они покачиваются от ветра, и, кажется, что тихонько позванивают. (Произносится отрывисто звук «Ц-Ц-Ц».) В лесу так тихо, только шорох листьев под ногой нарушает спокойствие (Произносится звук «Ш-Ш-Ш».) Мы идём по мягкой листве к ручью и слышим весёлый плеск воды. (Произносится звукосочетание «Ля-Ля-Ля».) А где-то далеко-далеко стучит по дереву дятел (Дети имитируют стук «Д-Д-Д».) Летают птички, вы слышите звуки их песен? (Звучит аудиозапись птичьих голосов. Прощание с перелётными птицами. Лесовичок подходит к дереву, где волк держит птиц.)
Лесовичок: Волк, отпусти птиц в тёплые края.
Волк: Я сердитый серый волк, в музыке я знаю толк.
Птиц никуда не отпущу, ведь я зимой без них грущу.
Лесовичок: Ребята, вы знаете, зачем птицы на зиму улетают?
Дети: Им нечего есть.
Лесовичок: Если птиц не отпустить, что с ними произойдёт?
Дети: Они погибнут от холода и голода.
Лесовичок: Слышишь, волк, что может случиться?
Волк: Отгадайте загадки – отпущу. (Дети в костюмах птиц читают загадки каждый о своей птице.)
Лесовичок: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Чтобы птицам было легче лететь в тёплые края, давайте их проводим. (Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику «Птицы».)
Птичка летала, птичка устала. (Скрестить ладони рук.)
Птичка крылышки сложила. (Сделать руками замок.)
Птичка пёрышки помыла. (Вращение замком.)
Птичка клювом повела,
Птичка зёрнышки нашла. (Выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв.)
Птичка зёрнышки поела, (Соединённые мизинцы стучат по столу.)
Снова крылышки раскрыла,
Полетела, полетела. (Делают взмахи скрещенными ладонями. Перелётные птицы улетают, звучит аудиозапись с голосами птиц.
Игра «Один – много» с использованием презентации «Перелётные птицы».)
Лесовичок: Давайте ещё раз назовём птиц, которые улетели в тёплые края.
Это кто? – Лебедь. А это? – Лебеди. Кого не стало? – Лебедей.
Это кто? – Грач... (Продолжаем и с другими птицами скворец, ласточка, аист, соловей. Затем, происходит встреча зимующих птиц. Появляется ребёнок-синичка.)
Ребёнок-синичка: Я синичка-невеличка, желтогрудая сестричка.
Всё летаю целый день, целый день звенит «тень-тень».
Как начнутся холода, прилетаю к вам сюда.
А мы, синицы, не одни остаёмся, с нами остаются и другие птицы.
Педагог: Как называются птицы, которые зимуют?
Дети: Зимующие птицы.
Педагог: Назовите их.
Дети: Воробей, снегирь, сорока, голубь, дятел, синица.
Педагог: В народе день 12 ноября называют «Синичкиным», это день встречи зимующих птиц. Раньше в старину гадали на синичку: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали. Если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет много домашних животных, если станет клевать крошки хлеба, то будет хороший урожай. В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает». Давайте поиграем в игру «Зимующие и перелётные птицы». (Детям раздают картинки перелётных и зимующих птиц. На ковре разложены обручи с картинками солнышка и снежинки. По команде «Летите», дети с картинками зимующих птиц бегут к снежинке, с картинками перелётных птиц – к солнышку.)
Педагог: Ребята, мы сегодня провожаем последних перелётных птиц в тёплые края и встречаем зимующих птиц, которые нуждаются в нашей заботе. Как мы можем помочь птицам зимой?
Дети: Подкармливать их.
Педагог: Посмотрите, какие кормушки для птиц сделали ваши родители. А вы хотите своими руками сделать кормушки? (Ответы детей. Затем дети делают кормушки из бумаги в технике «Оригами».)
Педагог: Что же можно положить в кормушки?
Дети: Семена растений, крошки хлеба, крупы, ягоды рябины, несолёное сало для синички. (Дети раскладывают корм в кормушки. Чтение стихотворения «Слетайтесь, пичуги» Ю. Кушака)
Педагог: А сейчас мы пойдём на улицу и развесим наши кормушки.
Надежда Пузикова, воспитатель
Светлана Золотова, учитель-дефектолог
Наталья Порядина, учитель-логопед
МБДОУ №101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии