"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2019
Инопланетная миссия
В настоящее время нейропедагогика является одной из наиболее активно развивающихся дисциплин. В нейропедагогике детского возраста и её методах нашли потребность педагогика, дефектология, детская неврология, специальная психология и другие. Она раскрывает механизмы психического развития ребёнка, связанных с функционированием головного мозга. В деятельности учителя-логопеда нейропедагогика способствует оптимизации логопедической работы и достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений. На разных этапах развития ребёнок может сталкиваться с трудностями в обучении. Он может быть здоров умственно и физически, но его мозг ещё развивается и может не справляться с нагрузкой. В частности, у ребёнка могут проявляться недостаточный уровень мелкой моторики, расторможенность, различного рода синкинезии (сопутствующие движения) или расфокусировка внимания и быстрая утомляемость, из-за чего ребёнок не может понять смысла рассказа (текста) и пересказать его. Различные упражнения и приёмы нейропедагогики позволяют скорректировать и преодолеть данные особенности. Нейропедагогика основывается на сенсорной педагогике, то есть путем воздействия на органы чувств ученика (зрение, обоняние, слух, тактильные ощущения) и на эмоциональное состояние, можно повышать обучаемость и регулировать поведение.
Цель: оптимизация двигательного отдела головного мозга (мелкая моторика) и межполушарной организации процессов у ребёнка дошкольного возраста.
Обучающие задачи: сформировать навык письма, умение чётко и исчерпывающе излагать свои мысли, расширить кругозор ребёнка.
Развивающие задачи: создать условия для развития пространственных представлений, повысить учебную мотивацию, создать ситуацию успеха, развить уверенность ребёнка в своих возможностях.
Воспитательные задачи: воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли и упорства.
Демонстрационный материал: игрушка или картинка инопланетянина, изображение домика, предметные картинки.
Раздаточный материал: бумага в клетку, цветные карандаши.
Ход деятельности
Логопед: Сегодня к нам в гости пришла инопланетная мышка. Давай придумаем ей имя. Её ракета сломалась, поэтому она не может попасть на свою родную планету. Давай поможем ей. (Проводится графический диктант. Цель – развитие произвольного внимания и пространственной ориентации на листе бумаги.)Логопед: Нам нужно нарисовать для нашей мышки новую ракету. Я буду называть количество клеточек и направления, а тебе нужно провести линию. Поставь карандашом точку вверху посередине листа и внимательно слушай задание. (Ребёнок рисует по устной инструкции взрослого. Логопед предлагает ребёнку следующее задание «Объясни инопланетянам». Цель – развитие связной речи, мышления, умения красиво и лаконично излагать свои мысли.)
Логопед: Теперь нам нужно собрать в ракету необходимые вещи. Но наша инопланетная мышка не знает, как называются предметы у нас на Земле. Попробуй объяснить ей, какие предметы необходимо взять с собой, зачем они нужны. (Ребёнок описывает предмет полным предложением. Следующее задание, предлагаемое логопедом, называется «Правильное направление». Цель – развитие внимания, концентрации и пространственной ориентировки.)
Логопед: Молодец! Мы построили для мышки новую ракету. Теперь ей нужно отправляться в путь. Полетим вместе с ней?
Ребёнок: Да, полетим.
Логопед: Но мышка не знает, как же ей взлететь. Мы поможем мышке рулить её ракетой и покажем верное направление. Если я скажу команду «вверх», нужно показать на потолок, а если команду «вниз» - на пол, команду «я» - покажи на себя. Но будь внимателен, мой компас сломался и иногда не слушает команды. Старайся показать мышке точное направление полёта. (Логопед показывает рукой на потолок, затем на пол, затем на себя, одновременно называя команды, а ребёнок должен повторить. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать то, что называет взрослый, чётко выполнять инструкции логопеда.)
Логопед: Молодец! Теперь мы в космосе. Проведи ракету мышки к планете, избегая комет и звёзд. Выбери правильную дорогу и проведи линию от ракеты до планеты, не отрывая карандаша от бумаги. (Желательно, чтобы ребёнок провел путь сначала одними глазами, а затем нарисовал дорогу карандашом. Ребёнок глазами выбирает нужный путь, а затем карандашом рисует линию в нужном направлении)
Логопед: Наконец мы добрались до её планеты. Но пока мышка летела на ракете, её домик сломался. Давай мы с тобой нарисуем новый домик для нашей мышки. (Рисование двумя руками. Цель – развитие взаимодействия между полушариями мозга, саморегуляции и контроля руки.) Только инопланетяне рисуют сразу двумя руками, поэтому мы попробуем сделать то же самое. Сначала нарисуем треугольную крышу, потом с двух углов нарисуем стены и пол, затем проведем квадратное окошко и решётку. Давай нарисуем ещё солнышко и облачко, чтобы мышка не грустила. (Ребёнок рисует изображение двумя руками одновременно по образцу. Логопед предлагает ребёнку задание «Оттенки», направленное на снятие гипертонуса руки.)
Логопед: Теперь нам нужно раскрасить наш дом. Но на этой планете инопланетяне видят всё в одном цвете. Различаются только оттенки цвета. Выбери любой карандаш и раскрась домик. Стены раскрашивай, почти не нажимая на карандаш, крышу чуть ярче, а окошки разукрась ярким цветом, сильно надавливая на карандаш. (Ребёнок выбирает карандаш и раскрашивает рисунок с разным нажимом.)
Логопед: Молодец! Ты успешно справился с заданиями и помог мышке добраться до дома. Но пришло время возвращаться обратно на нашу родную планету Земля. Давай прощаться с мышкой. (Проводится пальчиковая гимнастика. Цель – развитие мелкой моторики рук.)
Раз, два, три, четыре, пять (Ребёнок по очереди загибает пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки.)
Будем в космосе летать. (Ребёнок вращает кистью, которая сжата в кулак.)
1 – комета, 2 – планета, 3 – луноход, 4 – звездолёт, 5 – Земля. (Ребёнок по очереди разгибает пальцы, начиная с большого.)
До свидания друзья! (Ребёнок машет кистью руки, как бы прощаясь. То же повторить с другой рукой.)
Ангелина Федоркова
учитель-логопед Д/с «Интеграл»
г. Мытищи, Московская область
Рекомендуем почитать
- Геометрические бусы
- Фестиваль "Снова в школу!"
- Комплексно-методическое планирование
- Дети и их игрушки
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии