"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2019
Подарим книжке новую жизнь – спасём одно дерево
Исследовательски-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста
Экологическое воспитание одна из актуальных проблем современного общества. С раннего детства человек тесно связан с природой, которая даёт нам всё необходимое для полноценной жизни. Именно поэтому забота о природе является важной частью дошкольного детства. Проект «Подарим книжке новую жизнь – спасём одно дерево» направлен на: формирование экологической культуры и знаний о взаимосвязи человека и природы; повышение познавательной активности; развитие исследовательских навыков и творческих способностей дошкольников. Реализация данного проекта в дошкольном возрасте способствует воспитанию экологически грамотных людей, с осознанным отношением к природным ресурсам.
Маленьким исследователям были предложены следующие опыты и эксперименты: «Свойства бумаги», «Сила бумаги», «Летающее конфетти». Ребята познакомились со свойствами бумаги и выяснили, что бумага довольно хрупкий материал в использовании и требует к себе бережного отношения. В ходе беседы «Береги книги» совместно с детьми было принято решение создать памятку правильного обращения с книгой при помощи картинок-символов:
Не бери книгу грязными руками!
Не рисуй и не пиши в книгах!
Не вырывай листы и не вырезай картинки!
Не загибай уголки страниц!
Не пользуйся книгой во время еды!
Всегда клади книгу на своё место!
К сожалению, у дошкольников было мало знаний о том, как можно восстановить старые или порванные книги. Поэтому я предложила сюжетную игру «Книжкина больница». В данной игре пациентами были книги с дефектами, а доктор в своей работе использовал не таблетки и градусник, а скотч, клей и ластик. Детям понравилась данная затея, и они с радостью перевоплотились в свои роли. В игровой форме ребята познакомились с различными способами ремонта книг и стали более внимательно и аккуратно к ним относиться.
После проведённых мероприятий дети сделали вывод: бережное отношение и ремонт книг способствуют экономии бумаги и соответственно замедляют вырубку деревьев. Из рассказа и просмотра видеосюжета дети узнали о вторичной переработке бумаги. Я предложила ребятам принять участие в работе по изготовлению бумаги своими руками.
Ребята попробовали себя в качестве мастеров бумажного промысла. Во время работы над созданием бумаги каждый ребёнок продемонстрировал свои исследовательские навыки и творческие способности. Вечером дети удивили родителей рассказом об изготовлении бумаги и продемонстрировали свои работы.
После создания бумаги своими руками у детей возникло желание сделать самостоятельно книгу. Я познакомила детей с изготовлением «книжек-малышек» различной тематики. Так в нашей группе появились книжки из детских рисунков «Страна геометрика», «Весёлые цифры», «Времена года», «Колобок», «По дороге с облаками» и другие. Было решено подключить родителей к изготовлению «книжек-малышек» и в последующем сделать выставку семейного творчества.
На протяжении всей проектной деятельности родители были активны и заинтересованы. Важно было познакомить их с воспитанием экологической культуры у дошкольников. В рамках проекта были проведены следующие консультации: «Экологическое воспитание в семье», «Воспитываем любовь к природе», «Берегите книги», «Роль книжки-малышки в речевом развитии ребёнка». Родители приняли участие в акции «Подари книге вторую жизнь» и в изготовлении «книжек-малышек».
Экологическое воспитание одна из актуальных проблем современного общества. С раннего детства человек тесно связан с природой, которая даёт нам всё необходимое для полноценной жизни. Именно поэтому забота о природе является важной частью дошкольного детства. Проект «Подарим книжке новую жизнь – спасём одно дерево» направлен на: формирование экологической культуры и знаний о взаимосвязи человека и природы; повышение познавательной активности; развитие исследовательских навыков и творческих способностей дошкольников. Реализация данного проекта в дошкольном возрасте способствует воспитанию экологически грамотных людей, с осознанным отношением к природным ресурсам.
Этап постановки проблемы
Во время наблюдений за деревьями я рассказывала детям о том, что лес – одно из богатств нашей Родины и очень важно беречь его. Вырубка деревьев и лесные пожары уничтожают зелёные насаждения с каждым днём всё больше и больше, и могут привести к экологической катастрофе. Дети были заинтересованы беседой, активно в ней участвовали. На мой вопрос о пользе деревьев многие дети наперебой говорили о том, что деревья украшают землю, вырабатывают кислород, являются домом для многих птиц, насекомых, животных. И только Максим вспомнил, что лес даёт нам древесину, из которой изготавливают бумагу. Я дополнила ответ ребёнка рассказом о масштабной вырубке леса из-за большого расхода бумаги, что плохо сказывается на экологии. Экономия и вторичная переработка бумаги дают возможность сохранить лес. Я увидела заинтересованность детей данной проблемой и предложила им поучаствовать в исследовании, которое познакомит их с процессом изготовления бумаги и её вторичной переработкой.Основной этап
Наше исследование началось с просмотра видеофильмов «История появления бумаги» и «Производство бумаги». Ребята с удовольствием посмотрели сюжеты и узнали, что бумага бывает различных видов и отличается не только цветом, но и структурой, плотностью. Чтобы закрепить полученные знания, мы решили создать мини-альбом «Виды бумаги».Маленьким исследователям были предложены следующие опыты и эксперименты: «Свойства бумаги», «Сила бумаги», «Летающее конфетти». Ребята познакомились со свойствами бумаги и выяснили, что бумага довольно хрупкий материал в использовании и требует к себе бережного отношения. В ходе беседы «Береги книги» совместно с детьми было принято решение создать памятку правильного обращения с книгой при помощи картинок-символов:
Не бери книгу грязными руками!
Не рисуй и не пиши в книгах!
Не вырывай листы и не вырезай картинки!
Не загибай уголки страниц!
Не пользуйся книгой во время еды!
Всегда клади книгу на своё место!
К сожалению, у дошкольников было мало знаний о том, как можно восстановить старые или порванные книги. Поэтому я предложила сюжетную игру «Книжкина больница». В данной игре пациентами были книги с дефектами, а доктор в своей работе использовал не таблетки и градусник, а скотч, клей и ластик. Детям понравилась данная затея, и они с радостью перевоплотились в свои роли. В игровой форме ребята познакомились с различными способами ремонта книг и стали более внимательно и аккуратно к ним относиться.
После проведённых мероприятий дети сделали вывод: бережное отношение и ремонт книг способствуют экономии бумаги и соответственно замедляют вырубку деревьев. Из рассказа и просмотра видеосюжета дети узнали о вторичной переработке бумаги. Я предложила ребятам принять участие в работе по изготовлению бумаги своими руками.
Мастер-класс «Бумага своими руками»
Сегодня мы с вами будем делать бумагу своими руками. Нам понадобятся старые кусочки газет и другой бумаги, которая была предназначена на выброс (такие отходы нужно собирать заранее). Берём эти куски и разрываем их на более мелкие кусочки. Складываем то, что получилось в ёмкость, заливаем тёплой водой и оставляем на 10 минут. Полученную массу с помощью блендера измельчаем до однородного состояния (тут нужна помощь взрослого). Добавляем пищевой краситель или гуашь (мы будем делать цветную бумагу). Массу отжимаем через марлю, чтобы ушла лишняя жидкость. Помещаем бумажную массу между двух слоёв плёнки, раскладывая тонким слоем и ставим под пресс до полного высыхания. Когда бумага высохнет мы увидим однородный лист цветной бумаги из которой сможем сделать поделку или аппликацию.Ребята попробовали себя в качестве мастеров бумажного промысла. Во время работы над созданием бумаги каждый ребёнок продемонстрировал свои исследовательские навыки и творческие способности. Вечером дети удивили родителей рассказом об изготовлении бумаги и продемонстрировали свои работы.
После создания бумаги своими руками у детей возникло желание сделать самостоятельно книгу. Я познакомила детей с изготовлением «книжек-малышек» различной тематики. Так в нашей группе появились книжки из детских рисунков «Страна геометрика», «Весёлые цифры», «Времена года», «Колобок», «По дороге с облаками» и другие. Было решено подключить родителей к изготовлению «книжек-малышек» и в последующем сделать выставку семейного творчества.
На протяжении всей проектной деятельности родители были активны и заинтересованы. Важно было познакомить их с воспитанием экологической культуры у дошкольников. В рамках проекта были проведены следующие консультации: «Экологическое воспитание в семье», «Воспитываем любовь к природе», «Берегите книги», «Роль книжки-малышки в речевом развитии ребёнка». Родители приняли участие в акции «Подари книге вторую жизнь» и в изготовлении «книжек-малышек».
Заключительный этап
Итогом проектной деятельности стала демонстрация родителям фото-презентации, которая показала все этапы проделанной работы. Дети с неподдельным интересом рассказывали о мероприятиях, посвящённых теме проекта. Также в детском саду прошла выставка семейного творчества «Книжки-малышки». Родители и дети проявили фантазию в изготовлении книг. Участники выставки использовали различные техники и материалы при создании своих работ.
Елена Григоренко, воспитатель
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку