"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2017
Математический планшет – игра XXI века
Методика применения математического планшета на занятиях, посвящённых речевому развитию
В педагогике на протяжении многих веков для образования детей широко используются дидактические игры. Обилие игр, предлагаемых сегодня на рынке, с одной стороны радует педагогов, а с другой – ставит перед ними проблему выбора.
Каковы же, на наш взгляд, должны быть игры XXI века. Прежде всего, игры должны…
- Учитывать интересы и опыт современного ребёнка.
- Быть многофункциональными, чтобы их можно было использовать для реализации различных областей стандарта (ФГОС ДО): социально-коммуникативной, познавательно-речевой, художественно-эстетической.
- Содействовать развитию познавательных процессов, творческого воображения как основы развития творческих способностей.
- Развивать координацию и мелкую моторику.
В нашем дошкольном учреждении (МДОУ №127 Выборгского р-на, г. Санкт-Петербурга) системно используется математический планшет. С методикой работы с ним мы ознакомились, занимаясь в творческой мастерской под руководством Б. Финкельштейн – автора развивающих игр.
Ребёнок «рисует» резинками на поле. Казалось бы, так просто… Поле планшета даёт простор для исследовательской деятельности ребёнка и позволяет на чувственном опыте осваивать такие базовые понятия, как фигура и её свойства, трансформация размера, формы, симметричность, система координат, натуральный ряд чисел, понятие о целом и частях и другое. Это даёт нам возможность широко использовать планшет в изучении математики.
Ежедневно, начиная с трёх лет, мы используем математический планшет как часть занятия для проведения зрительных и слуховых диктантов с целью развития внимания, памяти, творческого воображения.
Особое место занимают игры с математическим планшетом в развитии связной речи детей и детского словесного творчества. Вот так, используя элементы мнемотехники рисунки-опоры, мы учим детей 3-4-х лет запоминать стихотворения:
Покружиться мы не прочь.
Мы – снежинки, балеринки.
Мы танцуем день и ночь.
Станем вместе мы в кружок – получается снежок.
Детям старшего возраста интересно кодирование пословиц.
Семь раз – отмерь, один раз – отрежь.
Не менее интересно и декодирование, когда дети отгадывают, какая пословица «спрятана на планшетах».
Математический планшет даёт возможность организовывать коллективные работы, например, иллюстрирование сказки (сказка «Репка»), составление узоров на нескольких планшетах (планшеты легко соединяются). Работая в группе, дети учатся договариваться, совместно решать поставленные задачи.
Работая с детьми подготовительной к школе группы, мы сумели на планшетах проследить «историю колеса» в цивилизации. Фрагмент этой работы мы представляем.
«История колеса»
Как-то древний человекС охоты мамонта тащил.
И от тяжести такой
Просто выбился из сил.
Он споткнулся о бревно,
Покатилось вниз оно.
Так в результате невезенья
Родилось изобретенье.
Бревно на части разделил.
Теперь добычу он возил!
Новая страница истории открылась,
Потому что КОЛЕСО в мире появилось.
К колесу приделать ящик,
Сверху ручки прикрутить,
И тогда на ТАЧКЕ можно
С поля овощи возить.
Ну а в урожайный год
Тачка вам не подойдёт.
Нужно ящик взять по шире,
Колёс, как минимум, четыре.
В оглобли лошадь запряжём,
В ТЕЛЕГЕ урожай везём!
Поглядите вы на это,
Едет царская КАРЕТА.
Кучер впереди усатый,
Он прокатит нас, ребята!
Время не стоит на месте,
Движется прогресс вперёд.
По волнам плывёт отважно,
Дымя трубою, ПАРОХОД.
Кочегар подбросит уголь,
Из трубы дымок идёт,
Колесо толкает воду,
В путешествие зовёт.
Мы любим сладкое печенье, яблоко и апельсин.
А автомобилям нужен для «питания» бензин.
Бензобак мы открываем и машину заправляем.
Зажигание включили и моторчик завели,
Весело бегут колёса машины марки Жигули!
В вагоне поезда, конечно,
Всем приятно посидеть.
На поля, леса и речки
Из окошка поглядеть.
Из Петербурга до Москвы
Поезд целый день идёт,
Но за час в Москву доставит
Пассажиров самолёт.
Колеса самолёта шасси называются,
С их помощью взлетает он
И мягко приземляется.
Не поверил бы глазам, если б не увидел сам,
Едет, не сбавляя ход, по лунной пыли луноход.
И снова колёса нам помогли,
Так мы исследуем спутник Земли.
Фантазёрам
Вот перед нами пустая таблица –В истории нашей пустая страница.
Волшебный планшет ты в руки возьмёшь
и новый вид транспорта изобретёшь.
Игры с планшетом позволяют каждому ребёнку быть успешным. Рисунок «резинками» можно легко стереть, видоизменить его, улучшить. Методика также даёт возможность использовать планшет в коррекционных целях. Мы также отмечаем, что игры с математическим планшетом стали семейными. Результат игрового взаимодействия детей, педагогов, родителей – интерес к познанию у детей, первые радости творчества.
Карпова Е.А., Бобкова Н.П.,Токач Е.В.
МДОУ Д/с №127 Выборгского р-на,
г. Санкт-Петербург
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии