"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2014
В центре внимания — мелкая моторика
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познаёт действительность, более полноценно строит взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Недостатки речевого развития обнаруживаются особенно чётко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.
Известно, что мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму. А также является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания. Развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики — два взаимосвязанных неразрывных процесса.
Реализация стандартов второго поколения в начальной школе и дошкольном образовании предполагает активное включение детей в познавательный процесс. При этом дети 6-9 лет не всегда обладают достаточно сформированными навыками мелкой моторики. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности это выражено у городских детей. Родители покупают куртки на молнии, ботинки на липучках, что не требует усилий со стороны ребёнка и значительно экономит время. Но насколько это полезно? В результате младшие школьники не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. У детей не развита мелкая моторика, и, как следствие, ребята неловко держат ручку, карандаш.
Мы считаем, что использование развивающих пособий целесообразно в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Основной целью создания и применения дидактических пособий является развитие творческих способностей детей, мышления, памяти, внимания, воображения, речи, мелкой моторики.
Сегодня в ассортименте магазинов представлено большое количество всевозможных развивающих игр. Но не всегда можно найти игру той направленности, которая необходима для достижения поставленной на занятии цели. Развивающие пособия можно сделать самостоятельно, затратив на это совсем немного времени и средств. Их создание предполагает включённость не только педагогов, но и самих детей, которые могут выполнять отдельные детали задуманного пособия во время внеурочной деятельности, в группах продлённого дня, на уроках технологии.
Звуковой паровозик
Игра способствует развитию фонематических процессов.Пример использования. Заранее с детьми обговариваются условные обозначения: паровозики обозначают заглавные буквы, начало слова, красный цвет — гласные, синий цвет — твёрдые согласные, зелёный цвет — мягкие согласные. При помощи паровозиков и вагонов ребёнку необходимо составить звуковую схему слова.
Мемори
Игра помогает развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику.Пример использования. Фишки перемешиваются и раскладываются рядами «рубашкой» вверх. Ребёнок открывает по 2 фишки. Если открыты одинаковые фишки, то ребёнок забирает их себе и открывает следующую пару. Если фишки не совпадают, он кладёт их на прежнее место и продолжает поиск одинаковых, запоминая расположение уже «раскрытых» фишек.
Пальчиковый театр
Увлекательная дидактическая игра, стимулирующая развитие мелкой моторики. Развивает также пространственное восприятие, воображение, память, мышление, внимание, словарный запас. Активизирует речевые функции, формирует творческие способности.Пример использования. Разыгрывание уже известных сказок (в зависимости от наличия героев), придумывание своей сказки, описание каждого персонажа (обучение описательному рассказу).
Цветочек
Пособие способствует развитию мелкой моторики, классификации, обобщению понятий, развитию грамматического строя речи.Пример использования. Необходимо расстегнуть «цветок», собрать в корзину только детали с жёлтого лепестка, посчитать их количество (добиться, чтобы ребёнок достиг полного ответа, обсудить с ним, что именно он собрал, как это можно назвать одним словом).
Логопедическая собака
Использование пособия позволяет детям легко усвоить правильное положение органов артикуляции при произношении звуков, выработать ловкость и умение управлять своим языком, самостоятельно без труда находить допущенные ошибки при выполнении артикуляционных упражнений, повысить интерес к логопедическим занятиям.Пример использования. Во время проведения артикуляционной гимнастики ребёнок при помощи собаки моделирует правильное положение языка, двигает его, выгибает, затем самостоятельно воспроизводит эти движения.
Развивающий коврик «Дикие и домашние животные»
Пособие способствует развитию зрительного восприятия, речи, тактильного восприятия, внимания, памяти, мышления, мелкой моторики, знакомит с понятиями «дикие и домашние животные» и помогает дифференцировать их.Пример использования. Ребёнок запоминает расположение животных на коврике. Затем педагог снимает с коврика животных, и ребёнок должен прикрепить их обратно на прежние места. Свой выбор местоположения животного ребёнок комментирует полным ответом.
Разложи по цвету
Игра стимулирует зрительное, тактильное восприятие, способствует развитию мелкой моторики, мышления, помогает при изучении основных цветов.Пример использования. Ребёнку необходимо разложить горошины в корзинки по цветам. Из предложенных горошин нужно выбрать только горошины определённого цвета.
Массажный коврик
Способствует профилактике развития плоскостопия, нарушений осанки, развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики.Пример использования. Ребёнок проходит по коврику в носках, наступая целой ступнёй, на носочках, на пятках. Выполняет задания шнуровки, прикрепляет детали.
Развивающий кубик
Пособие направлено на развитие мелкой моторики, мышления, внимания, памяти, а также обеспечивает сенсорное развитие.Пример использования. Выполнить задания на гранях кубика. Они могут быть разнообразными — шнуровка, распределение геометрических фигур, прикрепление деталей на пуговицы, липучки и т.д.
Татьяна Городова, педагог-психолог
Алёна Короленя, учитель-логопед
МАОУ «Гимназия №1», г. Белгород
Рекомендуем почитать
- Калейдоскоп Ваших возможностей
- Игрушки
- Настольные игры «LibertEx» и «Андор»: отдыхаем с пользой
- Фантики, крышки, скорлупа и немного фантазии
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии