"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2016
Найди и покажи
Игра на развитие устойчивости, объёма и переключаемости внимания детей трёх-семи лет
Хочу предложить вашему вниманию игру «Найди и покажи», построенную на основе корректурной пробы Б. Бурдона. Она проводится по аналогии с данной методикой. Ценность данной игры для педагогов в том, что она позволит занять ребёнка на некоторое время (когда педагог готовит материалы к следующему виду деятельности) или немного сконцентрировать детей, переключить их с одного вида деятельности на другой таким способом. Ценность данной игры для педагогов-психологов в том, что это продуктивный вид подготовки детей к школьному обучению (стороны, касающейся именно развития внимания и его свойств), а так же средство ознакомления детей с бланковыми методиками. Ну и, конечно, немаловажна простота её изготовления и применения в деятельности педагогов не только дошкольного учреждения, но и учителей начальных классов.
В своей работе мне приходится проводить диагностику детей с применением бланков, карточек, схем и другого подобного материала. Случается, что дети не всегда спокойно реагируют на их использование. Кто-то вдруг «пугается», потому что боится сделать что-то не верно, кто-то «замыкается», потому что не уверен в своих силах, а кто-то попросту мнёт бланки, переворачивает их «вверх ногами», или ищет что-то на обратной стороне. Чтобы заранее подготовить ребятишек к таким моментам, я стараюсь при проведении индивидуальной и групповой работы периодически предлагать им подобные игры, чтобы в дальнейшем не возникало заминок в процессе диагностики. А, самое главное, не повышало уровень тревожности ребёнка, что в значительной степени может повлиять на «чистый» результат.
Хочу рассказать вам о процессе создания одной из таких игр. Я рекомендую её для детей от трёх до семи лет с целью повышения уровня развития внимания и его свойств, а так же при подготовке детей шести-семи лети к школьному обучению. Игра способствует не только развитию внимания и его свойств, но и повышению уровня развития ориентировки в пространстве, так же развитию пишущей руки ребёнка и укреплению мелкой моторики кистей рук.
Для создания игры нам потребуется бланк с изображением простых для восприятия форм (предметов), количество которых зависит от возраста ребёнка, простой карандаш, цветные карандаши, цветные фишки.
При успешном выполнении задания ребёнком любого возраста можно повышать уровень сложности предлагаемой игры с целью сохранения интереса и актуализации познавательного интереса.
Ребёнку предлагается бланк для рассматривания. Далее задаётся вопрос о том, что видит ребёнок, что именно изображено на картинках и другие уточняющие вопросы для получения информации о понимании ребёнком сути всех изображённых форм.
После этого ребёнку предлагается найти определённую форму (например, кораблик) и даётся инструкция: «Раскрась парус у кораблика жёлтым карандашом». После выполнения задания ребёнку предлагается подняться на одну клетку вверх от заданной формы и рассказать, что именно изображено в данной клетке (например, звёздочка) и даётся инструкция: «Раскрась звездочку красным карандашом».
После этого ребёнку предлагается для выполнения следующий подобный шаг. В зависимости от возраста детей, количество шагов (переходов по клеткам) увеличивается и даётся несколько команд поочерёдно (например, спустись вниз на две клетки и шагни влево ещё на две клетки), после выполнения которых так же проводится беседа о том, на какую именно клетку попал ребёнок, что на ней изображено.
Игра на увеличение объёма памяти и развитие переключаемости внимания
Ребёнку предлагается не просто шагнуть от формы (кораблика) вправо, влево, вверх или вниз, а найти на игровом поле все кораблики и у всех раскрасить паруса. При этом показывается методика поиска форм: построчно, начиная с самой верхней строчки и постепенно спускаясь по полю вниз.
Для усложнения игры ребёнку предлагается найти форму в верхнем левом углу, рассмотреть её, раскрасить определённым образом (например, звёздочку раскрасить красным карандашом), затем шагнуть на клетку вправо и зачеркнуть простым карандашом форму, изображённую в этой клетке (например, треугольник зачеркнуть простым карандашом). Далее ребёнку даётся инструкция: «Теперь просмотри построчно всё поле и, когда ты будешь видеть нужные формы, либо раскрашивай их (звёздочки), либо зачеркивай (кораблики)».
В зависимости от возраста ребёнка и уровня его развития инструкция может проговариваться повторно, сопровождаться показом на примере одной строчки. Для большего усложнения игры, ребёнку предлагается работать не с двумя формами, а с тремя и более. При этом необходимо давать более простые задания по обработке форм (например, одну форму зачёркиваем, вторую – подчеркиваем, третью – обводим в кружок). Для оценки продуктивности данной игры можно использовать методику «Корректурная проба» или методику «Кольца Ландольта» с соответствующей обработкой. Для облегчения работы с детьми трёх лет можно предлагать им на начальных этапах работы увеличенные формы, представленные отдельно на доске, фланелеграфе.
Пробуйте, дерзайте, ведь стоит только приложить немного фантазии, и из этого материала можно сделать не одну игру.
Хочу предложить вашему вниманию игру «Найди и покажи», построенную на основе корректурной пробы Б. Бурдона. Она проводится по аналогии с данной методикой. Ценность данной игры для педагогов в том, что она позволит занять ребёнка на некоторое время (когда педагог готовит материалы к следующему виду деятельности) или немного сконцентрировать детей, переключить их с одного вида деятельности на другой таким способом. Ценность данной игры для педагогов-психологов в том, что это продуктивный вид подготовки детей к школьному обучению (стороны, касающейся именно развития внимания и его свойств), а так же средство ознакомления детей с бланковыми методиками. Ну и, конечно, немаловажна простота её изготовления и применения в деятельности педагогов не только дошкольного учреждения, но и учителей начальных классов.
В своей работе мне приходится проводить диагностику детей с применением бланков, карточек, схем и другого подобного материала. Случается, что дети не всегда спокойно реагируют на их использование. Кто-то вдруг «пугается», потому что боится сделать что-то не верно, кто-то «замыкается», потому что не уверен в своих силах, а кто-то попросту мнёт бланки, переворачивает их «вверх ногами», или ищет что-то на обратной стороне. Чтобы заранее подготовить ребятишек к таким моментам, я стараюсь при проведении индивидуальной и групповой работы периодически предлагать им подобные игры, чтобы в дальнейшем не возникало заминок в процессе диагностики. А, самое главное, не повышало уровень тревожности ребёнка, что в значительной степени может повлиять на «чистый» результат.
Хочу рассказать вам о процессе создания одной из таких игр. Я рекомендую её для детей от трёх до семи лет с целью повышения уровня развития внимания и его свойств, а так же при подготовке детей шести-семи лети к школьному обучению. Игра способствует не только развитию внимания и его свойств, но и повышению уровня развития ориентировки в пространстве, так же развитию пишущей руки ребёнка и укреплению мелкой моторики кистей рук.
Для создания игры нам потребуется бланк с изображением простых для восприятия форм (предметов), количество которых зависит от возраста ребёнка, простой карандаш, цветные карандаши, цветные фишки.
- Для детей 3-4-х лет используются бланки из 20-25 форм (4х5 или 5х5) фото 1;
- для детей 4-5-ти лет используются бланки из 30-36 форм (5х6 или 6х6) фото 2;
- для детей 5-6-ти лет используются бланки из 42-49 форм (6х7 или 7х7) фото 3;
- для детей 6-7-ми лет используются бланки из 140-216форм (10х14 или 12х18) фото 4, 5;
При успешном выполнении задания ребёнком любого возраста можно повышать уровень сложности предлагаемой игры с целью сохранения интереса и актуализации познавательного интереса.
Ход
Игра на развитие устойчивости вниманияРебёнку предлагается бланк для рассматривания. Далее задаётся вопрос о том, что видит ребёнок, что именно изображено на картинках и другие уточняющие вопросы для получения информации о понимании ребёнком сути всех изображённых форм.
После этого ребёнку предлагается найти определённую форму (например, кораблик) и даётся инструкция: «Раскрась парус у кораблика жёлтым карандашом». После выполнения задания ребёнку предлагается подняться на одну клетку вверх от заданной формы и рассказать, что именно изображено в данной клетке (например, звёздочка) и даётся инструкция: «Раскрась звездочку красным карандашом».
После этого ребёнку предлагается для выполнения следующий подобный шаг. В зависимости от возраста детей, количество шагов (переходов по клеткам) увеличивается и даётся несколько команд поочерёдно (например, спустись вниз на две клетки и шагни влево ещё на две клетки), после выполнения которых так же проводится беседа о том, на какую именно клетку попал ребёнок, что на ней изображено.
Игра на увеличение объёма памяти и развитие переключаемости внимания
Ребёнку предлагается не просто шагнуть от формы (кораблика) вправо, влево, вверх или вниз, а найти на игровом поле все кораблики и у всех раскрасить паруса. При этом показывается методика поиска форм: построчно, начиная с самой верхней строчки и постепенно спускаясь по полю вниз.
Для усложнения игры ребёнку предлагается найти форму в верхнем левом углу, рассмотреть её, раскрасить определённым образом (например, звёздочку раскрасить красным карандашом), затем шагнуть на клетку вправо и зачеркнуть простым карандашом форму, изображённую в этой клетке (например, треугольник зачеркнуть простым карандашом). Далее ребёнку даётся инструкция: «Теперь просмотри построчно всё поле и, когда ты будешь видеть нужные формы, либо раскрашивай их (звёздочки), либо зачеркивай (кораблики)».
В зависимости от возраста ребёнка и уровня его развития инструкция может проговариваться повторно, сопровождаться показом на примере одной строчки. Для большего усложнения игры, ребёнку предлагается работать не с двумя формами, а с тремя и более. При этом необходимо давать более простые задания по обработке форм (например, одну форму зачёркиваем, вторую – подчеркиваем, третью – обводим в кружок). Для оценки продуктивности данной игры можно использовать методику «Корректурная проба» или методику «Кольца Ландольта» с соответствующей обработкой. Для облегчения работы с детьми трёх лет можно предлагать им на начальных этапах работы увеличенные формы, представленные отдельно на доске, фланелеграфе.
Пробуйте, дерзайте, ведь стоит только приложить немного фантазии, и из этого материала можно сделать не одну игру.
Ирина Заговорич, педагог-психолог МБДОУ Д/с № 76 г.Сыктывкар
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку