"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2016
Геометрические фигуры
Продолжая тему интегрированных занятий педагога-психолога и учителя-логопеда, предлагаем дальнейшую работу над развитием зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений.
Формирование и развитие данных функций в дошкольном возрасте подготавливает ребёнка к овладению новыми видами учебной деятельности – письму и чтению. Знание схемы тела, умение различать понятия «верх – низ», «право – лево» оказывают профилактическое действие по возникновению определённых видов специфических нарушений письма и чтения (оптико-пространственных видов дисграфии и дислексии, по Лалаевой Р.И.).
Кроме того, ведётся дальнейшая совместная работа учителя-логопеда и педагога-психолога по охране психического здоровья детей, созданию условий, которые способствуют эмоциональному благополучию воспитанников и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребёнка. Деятельность педагогов и детей в описанном случае осуществлялась в спортивном зале, что позволило обогатить её наличием заданий на расслабление мышечного тонуса (так называемых «релакс-упражнений») и включить нехарактерные для «кабинетных» занятий игры со спортивным оборудованием.
Цель: отработка зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений.
Задачи:
речевая:
- активизация глагольной лексики;
- развитие слухового внимания;
- развитие фонематического анализа;
- закрепление понятия «право»;
- различение понятий «право – лево»;
- развитие умения концентрировать внимание на деталях;
- развитие зрительной и тактильной памяти;
- воспитание любознательности, творческого воображения, навыков самоконтроля, организованности в работе;
- воспитание чувства сплочённости и умения взаимодействовать в коллективе.
Ход занятия
(Приветствие. Психолог здоровается громко – дети здороваются громко, психолог здоровается тише – дети тоже здороваются тише, психолог здоровается совсем тихо – и дети здороваются совсем тихо.)Логопед: Ребята, давайте вспомним и назовём геометрические фигуры, которые мы знаем. Это круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, параллелограмм, пятиугольник, шестиугольник.
Психолог: Сегодня мы будем выкладывать эти фигуры из скрепок, собирать из гимнастических палок, образовывать с помощью наших тел.
Логопед: Приготовьте ладошки. Я буду называть любые слова. Как только вы услышите слова, обозначающие геометрические фигуры, хлопнете в ладоши! (Игра на развитие слухового внимания.)
Логопед: Ребята, что можно делать с геометрическими фигурами? Давайте назовём слова-действия. Геометрические фигуры можно рисовать, раскрашивать, заштриховывать, вырезать, показывать, наклеивать. (Активизация глагольной лексики.) Что можно делать из геометрических фигур? Из треугольников можно сложить ёлочку, из квадратов и прямоугольников – многоэтажные дома, из круга и овалов – ромашку.
Психолог: Ребята, поиграем в «Волшебный мешочек». Сейчас вы будете правой рукой ощупывать в волшебном мешочке плоскую картонную геометрическую фигуру и называть её. Потом достанете её, и мы проверим, не ошиблись ли вы. (Развитие тактильной памяти, закрепление понятия «право».)
Логопед: Пока кто-то из вас, ребята, ощупывает и называет геометрическую фигуру, другие будут выкладывать на полу любые геометрические фигуры из скрепок. (Развитие зрительно-пространственных представлений. Индивидуальная работа с канцелярскими скрепками.)
Логопед: Ребята, обратите внимание: какой общий звук в словах «ромб», «круг», «трапеция», «квадрат»? Согласный твёрдый звук [р]. Хлопните, когда в произносимых мной словах услышите этот звук. (Развитие фонематического анализа.)
Психолог: Давайте из скрепок выложим Круг Дружбы. (Воспитание чувства сплочённости. Дети из всех имеющихся скрепок на полу выкладывают один большой круг.)
Логопед: Ребята, давайте сложим скрепки в коробочку. Будем действовать двумя руками поочерёдно. Под команду: «Раз-два-три-начали!» мы возьмём сначала правой рукой две скрепки, которые лежат напротив вас, а потом левой рукой две скрепки. Рука со скрепками не должна разжиматься, иначе скрепки выпадут. Повторяем действия, пока не соберём все «свои» скрепки. Относим скрепки в коробочку, которая стоит в центре Круга Дружбы. (Психолог включает спокойную расслабляющую музыку.)
Психолог: Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте сейчас, весной, перед своими глазами необычную радугу. Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощутите эту свежесть. Следующий цвет – жёлтый цвет. Жёлтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыплёнка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Зелёный – цвет мягкой лужайки, листьев и тёплого лета. Если нам не по себе, если мы чувствуем себя неуверенно – зелёный цвет поможет чувствовать себя лучше. Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, жёлтый и зелёный цвет? (Ответы детей.) Возьмите с собой это ощущения на весь день.
Логопед: А теперь, держась за руки, образуйте по моей команде круг (квадрат, ромб). Отлично! Разбиваемся на команды. Возьмите гимнастические палочки и выложите ими геометрические фигуры. (Каждой команде своё задание. Действовать нужно сообща.)
Логопед: Вспоминаем и называем, что мы делали и можем делать из геометрических фигур. Прыгаем вперёд через палочку и называем одно слово-действие.
Логопед и психолог: Все молодцы! Спасибо!
Ольга Алфёрова, учитель-логопед, ГБОУ СОШ №2114 СП №1825, Москва
Рекомендуем почитать
- Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Игры России
- Отзывы наших читателей
- Мир детства 2016
- Игрушки в подарок
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии