"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2016
Организация деятельности с проблемными детьми
«Трудный» ребёнок – это тот, перед кем в прах рассыпаются наставления педагогических авторитетов и оказываются бесполезными все воспитательные методики. С такими детьми трудно найти общий язык даже родителям. В характеристике «трудного» ребёнка можно написать десятка два прилагательных с приставкой «не»; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный. Но такие дети трудны лишь потому, что им самим приходится нелегко. Кто-то отстал в физическом развитии; этот очень возбудим; другой задержался в умственном развитии. Вариантов много, и у каждого свои проблемы. В работе с «трудными» детьми учителю не обойтись без знания возрастной педагогики.
В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют общаться со сверстниками, управлять своим поведением, трудиться сообща, старательно выполнять порученную им работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе. Следует обратить внимание на сложность усвоения ими нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношение с семьёй, затруднения в учебной деятельности и выполнение домашних заданий. Классный руководитель должен:
- научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
- создать «ситуацию успеха» для таких учащихся;
- вовлекать ребёнка в интересующую его деятельность (игру, труд, учёбу, досуг);
- учить правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
- учить уважать товарищей и взрослых;
- развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
В среднем возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Младшие подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, многие преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения уже относятся грубость, несдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учёбе, конфликты с окружающим. На данном этапе классному руководителю необходимо:
- подчёркивать «взрослость» подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;
- учить различать истинную и ложную красоту человека;
- воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;
- формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекваную самооценку;
- правильно подобрать поручение в классе с учётом интересов ребёнка и сообщества сверстников;
- создавать «ситуацию успеха» в учебном процессе;
- организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств.
Классному руководителю необходимо организовать:
- общение в микрогруппах ближайшего окружения;
- деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.
Карта учащегося, требующего особого внимания
1. Ф.И.О. учащегося
2. Состав семьи, её структура
3. Жилищно-бытовые условия
4. Взаимоотношения в семье
Наличие отклонений от норм поведения в семье
5. Культурный уровень семьи
6. Воспитательный потенциал семьи
7. Характер ребёнка
Качества личности (положительные, отрицательные)
8. Положение ребёнка в коллективе
9. Учебная деятельность:
Успеваемость
Мотивация обучения
Посещаемость уроков
Способность к обучению
Познавательный интерес
10. Трудовая деятельность:
Наличие трудовых навыков
Предпочитаемые виды труда
Участие в трудовых делах
11. Внеурочная деятельность
12. Круг общения
В школе
Вне школы
13. Состоит ли на внутришкольном учёте (дата постановки на учёт, причины)
14. Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина)
План индивидуальной профилактической работы с учащимся, требующими особого внимания
Учащийся (Ф.И.) _____________________________________________________
1.Индивидуальная работа
Формы мероприятий __________________________________________________
Темы _______________________________________________________________
Сроки проведения ____________________________________________________
2. Вовлечение в коллективную деятельность
Занятость в свободное время ___________________________________________
Поручения по классу (разовые, временные, постоянные) ____________________
Участие в школьных и классных мероприятиях _____________________________
3. Привлечение специалистов для коррегирования отклоняющегося поведения
Учреждение, специалист _______________________________________________
Тема ________________________________________________________________
Даты встреч __________________________________________________________
4. Работа с родителями
Мероприятия _________________________________________________________
Содержание деятельности ______________________________________________
Даты ________________________________________________________________
Организация деятельности при работе с детьми группы риска (ЗПР)
1. Знать особенности детей группы риска (с ЗПР).
2. Проводить диагностику и уметь прогнозировать результаты учебной деятельности школьников.
3. Использовать такие приёмы коррекционной работы:
- проговаривание;
- комментирование;
- систематическое повторение.
5. Отрабатывать навык чтения на каждом уроке.
6. Учитывать затруднения учащихся в усвоении знаний в ходе текущей работы.
7. Индивидуально дозировать темп и объём работы, постепенно увеличивать и усложнять нагрузку.
8. Учитывать состояние здоровья детей:
а) проводить динамические паузы, физкультминутки, релаксацию;
б) чередовать умственное напряжение и физическую нагрузку для предупреждения переутомления;
в) соблюдать санитарно-гигиенические требования к уроку.
9. Во время работы с детьми необходимо проявлять особый педагогический такт, исходя из особенностей личности.
Я убеждена в том, что дети не рождаются «трудными». Они такими становятся из-за нашей невнимательности, равнодушия, неумения или нежелания вовремя помочь.
Лидия Ливенцова, учитель начальных классов МОУ «Дороховская СОШ» п.Дорохово
Рекомендуем почитать
- Выставка игрушек № 1 в мире
- «Игрушечный музей» – машина времени для посетителей
- Всё для детского сада
- Обучение в радость: учимся читать на iPad
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии