"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2016
Культурные традиции русского православного праздника
Культурные традиции русского православного праздника для детей младшей и средней групп
Цель проекта: знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями, приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности.
Задачи проекта:
Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Тип проекта:
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о христианском празднике «Светлая Пасха».
Завершающий этап
Стол пасхальный накрываем,
Веткой вербы украшаем.
Из печи несём куличики,
А от курочки яички (показывают ладошками овал).
Дай нам, курочка, яичко простое,
Мы распишем – будет золотое (пальцами пишут по воздуху).
Яйцо – символ жизни, любви и надежды!
Нарядим яйцо в пасхальные одежды (держат руки на поясе, выполняют повороты туловища).
Своему дружку Егорке
Нарисую мотылька.
Без отцовской пусть, без порки.
Будет жизнь его легка (машут руками как мотыльки).
Ну, а я подруге Оле.
Разрисую все фасолью.
Будет ей жених богатый,
Симпатичный, конопатый (показывают на брови, веснушки на лице).
А соседским близнецам нарисуем солнце.
Пусть заглядывает чаще солнце к ним в оконце (выполняют круговые движения руками).
Воспитатель: Перед тем как приступить к росписи яиц, давайте потренируемся на раскрасках с изображениями различных орнаментов, чтобы потом использовать их в качестве образцов. (Выполнение работы.) Теперь самое время поучиться мастерству росписи яиц. (Детям выдаются альбомные листы с изображением силуэта яйца. Практическая работа. Педагог оказывает индивидуальную помощь в ходе оформления.)
Воспитатель: Молодцы! Вот какие чудесные, волшебные рисунки у нас получились. И эти рисунки вы, ребята, подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.
Цель проекта: знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями, приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности.
Задачи проекта:
- знакомить детей с традициями народного праздника Пасхи, особенностями празднования, его историей;
- рассказывать об обычаях и обрядах, связанных с праздником;
- воспитывать любовь к русской народной культуре;
- воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству;
- прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства;
- создавать условия для реализации творческой деятельности;
- знакомить детей с разными видами продуктивной деятельности (нетрадиционные техники) посредством изготовления подарков, сувениров к празднику.
- развивать художественный вкус и творческие способности у детей.
Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Тип проекта:
- информационный, творческий;
- групповой;
- долгосрочный (срок реализации 2 месяца).
Содержание проекта
Подготовительный этап- Анкетирование родителей.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
- Создание развивающей среды: подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности, иллюстративного материала, художественной литературы по данной теме.
- Определение основных мероприятий, объёма и содержания работы для внедрения проекта, формулировка ожидаемых результатов.
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о христианском празднике «Светлая Пасха».
Завершающий этап
- Обработка результатов по реализации проекта.
- Презентация проекта.
- Выставка рисунков и поделок по данной теме.
Примеры содержания работы в процессе реализации проекта
Физическое развитие- Эстафеты: «Кто найдёт больше яиц?», «Эстафета с яйцами», «Чоканье яйцами», «За двумя зайцами».
- Народные игры: «Верба – вербочка», «Ручеек», «Ты по кругу пойди, себе друга найди», «Путаница».
- Занятия на тему: «Что такое Пасха?», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи».
- Дидактические игры: «Собери картинку», «Поиск пасхальных яиц», головоломка «Пасхальное яичко».
- Беседа на тему «Почему мы красим яйца?».
- Мероприятие «Преемственность поколений» (совместно с учениками 5 класса лицея № 3).
- ИЗО деятельность «С кистью и краской встречаем мы Пасху».
- «Пасхальные поделки» из рисунков.
- Аппликация из бумажных шариков «Пасхальное яйцо».
- Сувениры из скорлупы. Тестопластика.
- Слушание: пасхальных песен для детей, композиции «Колокольный звон».
- Пение: песни «Пасхальная весна» (сл. и муз. Е. Матвиенко), песни «Дин-дон».
- Ведение хороводов: русского народного хоровода «Весна красна», игры – хоровода «Ты катись яичко», заклички «Солнышко».
- Проведение хороводных игр: «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди».
- Участие в проекте «Светлая Пасха».
- Участие в конкурсе «Пасхальный перезвон».
- Содействие в изготовлении папки-передвижки «Пасхальные обычаи на Руси».
- Участие в беседе «Воспитание детей через приобщение к народной культуре».
Пример занятия в рамках проекта «С кистью и краской встречаем мы Пасху»
Задачи:- знакомить с мастерством росписи на поверхности яйца (славянскими писанками);
- учить рисовать традиционные элементы и орнаменты;
- совершенствовать умение работать кистью и красками;
- развивать фантазию, наблюдательность, воображение;
- воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.
Ход занятия
Воспитатель: Главный символ праздника Пасха – крашенное яйцо. Очень давно люди стали украшать яйца. Сначала их красили только в красный цвет с помощью натуральных красителей. Затем стали красить в разные – жёлтые, синие, зелёные цвета. И назывались такие яйца крашенки. Потом крашеные яйца стали расписывать узорами. Такие яйца назывались писанки. Писанки и крашенки дарили друг другу дети и взрослые. Вот и мы с вами сегодня сделаем такие яички. А перед работой разомнёмся. (Проводится физкульт минутка.)Стол пасхальный накрываем,
Веткой вербы украшаем.
Из печи несём куличики,
А от курочки яички (показывают ладошками овал).
Дай нам, курочка, яичко простое,
Мы распишем – будет золотое (пальцами пишут по воздуху).
Яйцо – символ жизни, любви и надежды!
Нарядим яйцо в пасхальные одежды (держат руки на поясе, выполняют повороты туловища).
Своему дружку Егорке
Нарисую мотылька.
Без отцовской пусть, без порки.
Будет жизнь его легка (машут руками как мотыльки).
Ну, а я подруге Оле.
Разрисую все фасолью.
Будет ей жених богатый,
Симпатичный, конопатый (показывают на брови, веснушки на лице).
А соседским близнецам нарисуем солнце.
Пусть заглядывает чаще солнце к ним в оконце (выполняют круговые движения руками).
Воспитатель: Перед тем как приступить к росписи яиц, давайте потренируемся на раскрасках с изображениями различных орнаментов, чтобы потом использовать их в качестве образцов. (Выполнение работы.) Теперь самое время поучиться мастерству росписи яиц. (Детям выдаются альбомные листы с изображением силуэта яйца. Практическая работа. Педагог оказывает индивидуальную помощь в ходе оформления.)
Воспитатель: Молодцы! Вот какие чудесные, волшебные рисунки у нас получились. И эти рисунки вы, ребята, подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.
Вера Орехова, воспитатель МБДОУ Д/с № 125 г.Воронеж
Рекомендуем почитать
- Мюзикл Disney «Русалочка»
- Лазерные игрушки: играть или не играть?
- Наши деревянные игрушки созданы для Ваших детей!
- Игрушки наших предков
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку