"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2017
Мой друг, мяч
Совершенствование двигательных навыков владения мячом у дошкольников
Для разнообразия занятий физической культурой в пространстве ДОО, ограниченном прогулочной площадкой и спортивным залом в течение года, в своей практике я использую образную (выдуманную) среду. В одном из уголков спортивного зала мы представляем прекрасную поляну, на которой проводим подвижные игры. Играем в основном в игры большой подвижности с мячом «Ловишки с мячом», «Колдун», «Пятнашки и мяч», «Защита крепости». В процессе этих игр тренируется целеустремленность посредством удержания мяча при движении (бег по кругу и в рассыпную). В играх на внимание «Ведение мяча» дети обходят или обегают «змейкой» деревья или предметы. Упражняться в метании ребятам помогают игры «Попади в цель», «Пять бросков», «Мяч ловцу». В игры и упражнения включаются элементы соревнований «Мяч с двух сторон», «Снайперские броски», «У кого мяч дальше отскочит». Создавая воображаемые образы, дети приходят к «реке». По дороге стараются использовать все встречающиеся на пути препятствия для совершенствования двигательных навыков. Подойдя к «реке», дети упражняются в метании. В нашем воображаемом путешествии нам встретился ручеёк. Обойти его невозможно, приходится перепрыгивать. Игра требует от детей ловкости, смелости, координации. Удовольствие от преодоления препятствий добавляет выдуманный сюжет. С приобретением навыка сознание ребёнка переключается с процесса деятельности на результат. Всегда можно придумать сюжеты для дальнейших занятий и сделать их увлекательными, развивающими и познавательными.
Главной особенностью таких занятий является направленность на личностное и физическое развитие, развитие коммуникативных умений, памяти, воображения, стремление к саморазвитию. Занятия предполагают максимальное включение дошкольников в разнообразную по содержанию и форме творческую физическую деятельность.
Пример конспекта занятия для средней группы
Цели:
- укрепление здоровья;
- развитие двигательных качеств;
- профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- содействие развитию функциональных органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системы организма;
- формирование навыка выразительности и пластичности.
Ход занятия
Инструктор: Сегодня мы будем играть в сказку. А сначала надо до неё дойти. (Ходьба по залу с выполнением заданий. На носках с высоко поднятыми руками – достаём самые высокие деревья. На пятках, руки сложены за спиной – прокладываем тропинку. Правым-левым боком приставным шагом – идём по узкому мостику. Бег с выполнением заданий с подскоками; «галопом»; с ускорением и замедлением темпа. Переход на ускоренную ходьбу с постепенным снижением темпа. Перестроение в «рассыпную». Дети располагают на ковре или на полу в физкультурном зале. Лёжа на боку в группировке, обнимая мяч руками и ногами. Глаза закрыты.)
Инструктор: В одной спортивной стране жил одинокий мяч. Жил он в своей маленькой, но очень уютной квартирке. Просыпался каждое утро от того, что солнечный зайчик мешал ему спать. Лучик проникал в комнату через окно и тепло щекотал мяч. Мяч долго вертелся с боку на бок, позёвывая, и никак не хотел просыпаться. «Солнечный зайчик». (И.П. Лёжа на боку в группировке, обнимая мяч руками и ногами, переворачиваться с боку на бок, не теряя мяча.)
Инструктор: Наконец, мяч проснулся и потянулся от удовольствия: «Потягуши». (И.п. Лёжа на спине с мячом в руках. Руки согнуты в локтях, мяч в руках касается головы. Вытягивать руки и ноги в разные стороны.) Утро было солнечное и тёплое: «Пробуждение». (И.П. Лёжа на спине, ноги вытянуты, мяч перед собой на вытянутых руках. Сгибание и разгибание рук, мяч за голову коснуться пола.)
Инструктор: Довольный собой мяч начал осматриваться: «Надо осмотреться». (И.П. Лёжа на спине, ноги вытянуты, мяч за головой на вытянутых руках. Рисуем мячом «дугу» не отрываясь от пола. Влево-вправо.) Надо навести порядок в квартире: «Уборка квартиры». (И.П. Лёжа на спине в группировке, мяч обнять. Раскачиваясь вперёд-назад, стараться стопами коснуться пола.) Сделал дело, гуляй смело! И отправился мяч на прогулку: «На прогулке». (И.П. Лёжа на животе перекаты «брёвнышком», руки вытянуты с мячом над головой. 3-4 переката влево-вправо.)
Инструктор: Катился, катился мяч, не успел затормозить и свалился в озеро. «Спасите, помогите!». (И.П. Лёжа на боку в группировке мячом коснуться коленей. Выпрямиться лёжа на боку, мяч поднять над головой.) В озере жила рыбка. Услышала, что кто-то на помощь зовёт. Приплыла рыбка на помощь, а одной ей никак не справится: «Рыбка». (И.П. Лёжа на животе прогнуться, мяч поднять на вытянутых руках вверх. Вернуться в и.п.) А мяч в воде крутится, крутится, а на берег вылезти не может: «Круть-верть». (И.П. Сидя в группировке мяч удерживать руками и ногами, перекаты на спину и обратно.)
Инструктор: Позвала рыбка водомерку. «Водомерка». (И.П. На задних четвереньках поднимая живот над лёжащим на полу мячом. Вращение вокруг своей оси вправо и влево.) Позвала водомерка лягушонка. Стали они помогать мячу выбираться из воды: «Лягушонок». (Прыжки в группировке вокруг мяча, в одну сторону, затем в другую.) Выкатился мяч на берег с помощью новых друзей. И сказал спасибо рыбке, водомерке и лягушонку: «Слова благодарности». (И.П. сидя на коленях мяч в руках. Через сторону поднимать мяч вверх и опускать в другую сторону, приговаривая «Спасибо».)
Инструктор: «Друзья всегда помогут и в беде не оставят» – подумал мяч и весело покатился по дорожке. «По дорожке». (И.П. сидя на коленях катание мяча правой рукой вокруг себя с перехватом левой за спиной.) А нам мяч предлагает поиграть в подвижную игру «Найди свой домик». (На средней линии площадки горизонтально разложена дорожка из обручей. Дети ходят/бегают врассыпную с мячом в руках. По сигналу педагога нужно «поселиться» в свой обруч, расположенный на дорожке из обручей, и выполнить следующие действия с мячом: сесть на мяч; встать в обруч руки вверх; катать мяч внутри обруча; покачать мяч на ладошках.)
Инструктор: Вот и закончилась сказка, и нам пора прощаться. Мяч нашёл себе друзей. А мы чудесно провели время. (Ходьба по периметру зала с мячом в руках. Дети укладывают мячи по местам и выходят из зала.)
Марина Мурованная, инструктор по физической культуре
ГБОУ Школа № 1374, ДО № 924 г. Москва
Рекомендуем почитать
- Матрёшки и деревянная детская игрушка
- Увлекательные настольные игры
- Новогоднее деревце своими руками
- Сказочное путешествие с Цветиком-семицветиком
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии