"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2017
Этот загадочный мир космоса
Познавательный досуг для детей старшего дошкольного возраста
Цель: уточнить и пополнить представления детей о космосе.
Задачи:
- развивать умение понимать проблемно-познавательную задачу и устанавливать причинно-следственные связи;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать внимание и наблюдательность, логическое мышление и воображение;
- закреплять умение работать со схемой;
- воспитывать в детях патриотизм, потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование и материал: видеозаставки с иллюстрациями по теме досуга; схемы с изображением космических кораблей из деталей конструктора, большой конструктор; квадрат с изображением «Звёздного неба»; два листа А-3 с изображением звёзд (для игры «Соедини по точкам»); мяч, украшенный звёздами.
Ход занятия
Ведущий: Загадочный мир звёзд и планет с давних времён притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство. А вы хотите сегодня совершить необычное космическое путешествие?
Мы готовимся в полёт!
А на чём? Вот вам кроссворд.
Первые буквы предметов называйте
И слово получайте!
Воспитатель: Верно, мы отправимся на космических ракетах, но для этого их надо сначала построить. (Каждой группе раздаются конверты с разрезанными схемами по принципу «пазлов». Нужно выложить правильно схему, а по ней из большого строительного конструктора построить ракету и дать ей название.)
Воспитатель: Отлично, ракеты готовы. Но для того, чтобы полететь в космос одной ракеты недостаточно, надо серьёзно и много готовиться к полёту. Как вы считаете, каким должен быть космонавт? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте поиграем в «Противоположности». Я буду называть качества людей, а вы должны подобрать к каждому моему слову противоположное по значению. Космонавт должен быть не ленивым, а… (Ленивый – трудолюбивый; трусливый – смелый; неуклюжий – ловкий и другие.)
Воспитатель: Чтобы космонавтом стать,
Надо многое узнать,
Быть проворным и умелым,
Очень ловким, очень смелым.
А вы такие? Для полёта надо набрать дружную команду. Проверим, дружные ли вы, ребята?
Воспитатель: Ребята, вам нужно встать в круг и взяться за руки. Запомните, своих соседей с обеих сторон. Под «космическую» музыку мы гуляем по залу. По команде «В ракету!» все должны встать в круг точно так же, как и стояли, не перепутав соседей. (Проводится подвижная игра «Космическая команда».)
Воспитатель: Молодцы! Я вижу команда подобралась отличная, теперь можно отправляться в наше путешествие (включается подсветка, шар). Мы подлетаем с вами к Луне. То блин, то полблина, то та, то эта сторона.
Луна – это самое близкое к Земле небесное тело. Она является спутником планеты Земля. Если посмотреть на Луну с Земли в бинокль, на ней можно увидеть тёмные и светлые пятна – это моря. На самом деле, в этих морях нет воды. Это пустынный мир, без атмосферы, без воздуха и воды. Здесь не бывает ни дождей, ни снега. На освещённой стороне Луны – очень сильная жара, а в тени – большой мороз.
Воспитатель: Какой бывает Луна? Она всегда одинаковая? (Нет: круглая, тоненькая, полшара.) Это происходит потому, что Луна только кажется светящейся. Мы с вами видим с Земли только ту часть Луны, которую освещает Солнце. Иногда это вся Луна, а иногда только её часть.
Воспитатель: Посмотрите, сколько кругом звёзд, вы их можете сосчитать? (Нет.) А как называют человека, который изучает звёзды? (Астроном.) Наблюдая за звёздами и открывая новые, астрономы наносили их изображения на карты, и в итоге получилась целостная карта звёздного неба, которую мы можем видеть сейчас. В давние времена звёздные карты помогали мореходам и путешественникам ориентироваться в пути.
Воспитатель: Перед вами открывается звёздное небо. Космонавты, будьте внимательны, если вы ответите неправильно, то мы не сможем лететь дальше.
Сколько всего вы видите звёзд? Какого они цвета? Какого цвета звезда в нижнем правом углу? Где находится самая маленькая красная звезда? Какая по счёту в верхнем ряду голубая звезда?
Воспитатель: Люди с давних времён, наблюдая за звёздами, заметили, что наиболее яркие и заметные группы звёзд объединяются в группы, то есть в созвездия, которые напоминают людям фигуры животных, героев легенд и сказаний. А вы знаете названия каких-нибудь созвездий? (Ответы детей.) Вы должны поочерёдно соединить цифры в правильной последовательности, тогда увидите, как выглядят эти созвездия.
Воспитатель: Мы подлетаем дальше… к чему? Никак не могу понять, отгадайте загадку.
В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдёт, и всех разбудит.
Дети: Это солнце!
Воспитатель: Солнце – самая близкая к Земле звезда. Оно представляет собой огромный раскалённый шар. Вокруг этой звезды – Солнца – вращаются 9 планет, и учёные назвали это явление солнечной системой. Каждая планета движется вокруг Солнца по своему пути, по своей орбите. По своему размеру планеты меньше чем звёзды. Посмотрите внимательно и скажите, что общего между планетами? (Они круглые.) А чем отличаются? (Размерами.)
Воспитатель: Прежде чем мы отправимся дальше, вы, как космонавты, должны пройти испытание на сообразительность. Среди картинок нужно найти лишнюю. Быстро ответить и обосновать свой ответ. (Картинки: ракета, спутник, самолёт, луноход. Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце.)
Воспитатель: Посмотрите, мы приближаемся к планете, как вы думаете, к какой? (К Земле.) Видите, какая красивая наша планета Земля. Космонавты, которые видели её из космоса, говорят, что она кажется голубой и хрупкой, как стеклянный шар. А почему она кажется голубой? (Потому что на ней много воды.) А почему в некоторых местах Земля кажется разноцветной? (Это горы, пустыни, леса.)
Земля – это огромный твёрдый шар. На её поверхности есть суша и вода. Это единственная обитаемая планета. На ней есть воздух и вода, она не слишком горячая и не слишком холодная. Что ещё вы знаете о Земле? (Ответы детей.)
Воспитатель: Вот и закончилось наше космическое путешествие. Надеюсь, вам понравилось. Может быть, что через несколько лет, кто-то из вас отправится в настоящее путешествие к неизведанным далёким планетам.
Ольга Кузнецова, старший воспитатель,
Светлана Фролкина, учитель-логопед,
СП-10,11 ГАПОУ МОК им. В.Талалихина,
г. Москва
Рекомендуем почитать
- Шахматы - обязательные уроки в школе?!
- Вязаная помидорка
- Мульти-Пульти
- Максимум движения — минимум затрат
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии