"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2018
Гжельский городок. Зимняя роспись на круге
Приближаются новогодние праздники и Рождество, наступает пора подготовки с детьми подарков для родителей. Хочу представить читателям опыт рисования на белом круге зимнего городка и росписи его элементами гжельских узоров. Форма заготовки выбрана не случайно. В процессе рисования круг необходимо вращать, и это является необычным для детей, всегда вызывает интерес. Также форма круга ограничивает пространство рисунка и позволяет подвести к выводу о необходимости компактного расположения изображаемых объектов. На ней хорошо видны пустоты, дошкольники сразу их замечают и стараются заполнить узорами. В целом рисование на круге всегда использую для подготовки детей к росписи тарелок в стиле традиционных русских художественных промыслов.
Цель: формировать представления о гжельской росписи.
Обучающие задачи: закреплять умение передавать в рисунке зимние явления природы; навыки рисования кистью гжельских узоров; уточнять представления о величине, длине, ширине и высоте предметов.
Развивающие задачи: развивать зрительное внимание, память, мышление, связную речь; расширять и активизировать словарный запас по темам «Зима» и «Гжельская роспись»; совершенствовать технику рисования элементов гжельских узоров кистью.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к самостоятельной подготовке подарков для родных.
Оборудование: магнитная доска, музыкальный центр.
Демонстрационный материал: плакат с элементами гжельской росписи; аудиозапись музыки С. Грищука «Зимняя мелодия».
Раздаточный материал: белая бумага формата А5, круги из белой плотной бумаги диаметром 30 см., простые карандаши, ластики, гуашь, кисти (белка) № 1 и № 2, палитра, ёмкость с водой, салфетки.
Предварительная работа: беседа «В гостях у мастеров Гжели»; знакомство с элементами гжельской росписи и рисование их на полосе, украшение ими бумажных шаблонов в форме кувшина, круга, кота, лошадки; демонстрация рисования карандашом расположенных по окружности фигур разного размера в форме трапеций, которые плотно примыкают друг к другу благодаря совпадению боковых сторон.
Ход занятия
1. Элементы гжельской росписи. Привлекаю внимание детей к размещённому на доске плакату с элементами гжельской росписи: точками, капельками, звёздочками, крестиками; штриховкой в виде сетки; линиями закруглёнными, волнообразными, прямыми и другими. Предлагаю назвать их и выполнить синим цветом на прямоугольных листах бумаги в любой последовательности. Это позволяет повторить с дошкольниками элементы узора и при дальнейшем рисовании обращаться к находящимся на столах образцам.2. Домики. Предлагаю детям нарисовать на круге город, в который пришла зима с пушистым снегом и мягкими сугробами, украсить его гжельской росписью. Обсуждаем цвета, которые помогут передать зимнее настроение, дети выбирают белый, голубой и синий. Уточняем, как при смешивании белой и синей краски можно получить голубой цвет разных оттенков.
Предлагаю карандашом изобразить по окружности необычные домики в форме трапеции, сделать их разными, как в жизни: высокими, низкими, узкими, широкими. Дети рисуют высокие трапеции, поворачивая круг, и оставляют его середину пустой. Затем они соединяют домики линиями примерно на половине высоты каждых двух соседних трапеций, и обозначают таким образом верхние границы расположенных между ними низких домиков. Такой приём помогает расположить дома плотно друг к другу. Дошкольники обводят контуры домов синей краской.
3. Крыши и окошки. Предлагаю синим цветом нарисовать на некоторых домиках треугольные крыши и украсить их гжельской сеточкой, на других домиках оставить прямые крыши в виде линии или выделить их сеточкой в верхней части трапеции. Отмечаю, что расположение окошек должно соответствовать характеру каждого домика, в нём было светло и уютно. Избежать сплошных стен позволяет расположение окошек в вертикальный или горизонтальный ряд; а если домик большой, то в два ряда. Дети рисуют крыши и окошки кистью № 2, на некоторых крышах они кистью № 1 располагают телевизионные антенны.
4. Сугробы. Для придания оформлению окружности законченного характера предлагаю дошкольникам синим цветом изобразить у основания каждого домика сугробы в форме полукругов и обвести контур окружности. Если домик широкий, то около него может быть 2-3 полукруглых сугроба. Дети рисуют кистью № 2, поворачивая круг.
5. Добавляем голубой цвет. После того, как дома городка нарисованы синим цветом, добавляем голубой. Предлагаю дошкольникам провести голубые линии рядом с синими, не перекрывая их. Дети смешивают краски на палитре и рисуют кистью № 1, они проводят линии рядом с контурами домов, окон, сугробов, добавляют голубой цвет в сеточку на крышах, раскрашивают им внутреннюю часть сугробов и, по желанию, окон домов.
6. Заснеженные деревья. Предлагаю дошкольникам заполнить свободное пространство в середине круга кронами покрытых снегом деревьев и нарисовать их над невысокими домиками. Отмечаю, что нижние части стволов спрятаны за этими домами, а видимые части деревьев находятся высоко над крышами, и они нетолстые. Дети рисуют синим цветом кистью № 1 стволы и ветки деревьев, кистью № 2 обозначают границы их крон. Затем голубым цветом они повторяют форму каждой кроны с внешней и внутренней стороны, создавая эффект заснеженных деревьев.
7. Снежинки. Заполняем свободное пространство над крышами домов и внутри контуров деревьев снежинками. Дети изображают их в виде точек, звёздочек и крестиков голубого и синего цвета, используя приёмы примакивания и рисования кончиком тонкой кисти.
Позже рисунки украшаем по внешней окружности каймой, выполненной серебряной краской. Отметим, что использование синего и голубого цветов вариативно: голубые домики можно обвести и украсить синей краской. В дальнейшем сказочный городок можно нарисовать в других цветах, расположив в нём яркие домики для принцесс, гномиков и других сказочных героев.
Валентина Камышникова, педагог
дополнительного образования
ЦРР «Вёшки», г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии