"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2018
Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Мишка-ловишка»
Авторская игра для детей старшего дошкольного возраста, для спортзала или игровой площадки
Подвижные игры имеют большое значение для развития и воспитания дошкольников, формирования у них физических качеств и высших психических функций, произвольного поведения, воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости. Хотим представить вниманию читателей авторскую игру «Мишка-ловишка» с сюжетом для детей 5-7 лет. Её можно организовать и на физкультурном занятии в спортивном зале, и на игровой площадке в свободной игровой деятельности детей во время прогулки.
Проявлению интереса детей к игре «Мишка-ловишка» способствуют быстрая смена движений, динамичное изменение обстановки, необходимость быстрых ответов на звуковые, зрительные и тактильные сигналы, внезапные остановки. В условиях музыкального сопровождения игры дошкольники учатся согласовывать движения с музыкой и выражать своё эмоциональное состояние в соответствии с её характером.
Задачи игры:
- совершенствовать навык движения в ходьбе «змейкой», взявшись за руки;
- упражнять в беге врассыпную с ловлей и увёртыванием;
- развивать ловкость, координацию, точность и быстроту движений;
- продолжать учить согласовывать слово, музыку и движение;
- формировать навыки произвольного поведения; воспитывать отношение к правилам, как обязательному условию игры.
Оборудование: ёлочки-стойки, обруч, элементы костюма медведя, синтезатор (тембр фортепиано). При проведении игры с детьми на свежем воздухе, мы предлагаем произносить слова нараспев, петь без музыкального сопровождения и даже придумать свою мелодию.
Предварительная работа. Сочетание в игре «Мишка-ловишка» музыки, движения, слова требует предварительной подготовки дошкольников. Мы включаем в неё известные народные музыкально-подвижные игры «Ворон» и «Гори, гори ясно», разучиваем с детьми попевку М.В. Пильник «Полон ягод бор лесной» и изготавливаем вместе с ними атрибуты - елочки, маску медведя. Знакомство с игрой педагог проводит следующим образом: называет игру и её замысел, излагает сюжет и содержание игры, напоминает движения, помогает распределить роли, знакомит детей с правилами:
- играющие разбегаются от Медведя только после слов ведущего «Все бегом бегут из бора»;
- от Медведя можно убежать или спрятаться, присев около любой ёлочки;
- прятаться за ёлочкой можно не более 3-х секунд; длительность этого времени каждый ребёнок может определить, досчитав шёпотом до 3-х;
- тот, кого Медведь коснулся рукой, идёт «в берлогу» и ждёт окончания игры.
Все правила игры предварительно демонстрируем детям, включив в игровую ситуацию Медведя и нескольких игроков.
Описание игры
Педагог вместе с дошкольниками размещает на площадке игровые атрибуты, обозначает линией на одной стороне площадки «дом» и обручем с другой стороны площадки «берлогу». Играющие с помощью считалки выбирают Медведя, он размещается «в берлоге». Остальные дети находятся «в доме». Под музыку они берутся за руки, идут «змейкой» между ёлками и поют:
Наберём, пойдём домой!
Повторив эти строчки 2 раза, дошкольники под музыкальное сопровождение расходятся «по лесу», свободно перемещаются и ищут ягоды. Под звуки тревожной музыки из «берлоги» в лес выходит Медведь.
Медведь (выразительно): Я - Медведь! Кто ягоды мои берёт без разрешения, тому не будет от меня прощения. Я сейчас поймаю вора!
Педагог: Все бегом бегут из бора!
Дети разбегаются от медведя-ловишки, а он пытается их поймать. Игра заканчивается по сигналу ведущего «Раз, два, три, в круг скорей беги». Ловишка-Медведь подсчитывает количество пойманных детей.
Игру можно провести несколько раз со сменой Медведя. Участники игры заранее договариваются о том, назначать ли нового Медведя с помощью считалки, или им станет осаленный Медведем ребёнок. Например, 3-й по счёту дошкольник, до которого дотронулся Медведь. В этом случае Медведь бежит по поляне и ловит детей, каждый осаленный ребёнок поднимает руку и уходит «в берлогу». 3-й ребёнок, до которого дотронулся Медведь, становится Медведем, и игра возобновляется. Дети могут изменять условия назначения Медведя. Им может стать 1-й по порядку, 2-й или 4-й осаленный ребёнок. Для введения дошкольников в сказочную ситуацию до начала игры предлагаем отгадать загадку про медведя, вспомнить считалки.
Педагог: Ребята, давайте поиграем! Чтобы узнать название игры, постарайтесь отгадать загадку:
Уноси скорее ноги,
А не то начну реветь.
Я - не ежик, я - ...
Дети: Медведь!
Педагог: Правильно отгадали, медведь. Игра называется «Мишка-ловишка». (Педагог предлагает выбрать медведя, и дети определяют его с помощью считалки: «Галка мимо пролетела и тебе водить велела!».)
Некоторые указания педагог делает и по ходу игры: краткими замечаниями предупреждает нарушение правил, организовывает деятельность чрезмерно активных детей, подбадривает отстающих и медлительных. После завершения игры вместе с детьми педагог отмечает участников, которые выполнили все правила; или указывает на допущенные нарушения правил, если они были. Также предлагает детям поделиться впечатлениями об игре и поясняет, что даже очень хороший результат при нарушении правил не приводит к выигрышу.
При повторной организации игры педагог сам напоминает дошкольникам содержание игры, её правила и ход, или поручает это сделать кому-нибудь из играющих. Сюжет игры вводит детей в сказку, которая близка и понятна им.
Каждый ребёнок может попробовать себя в роли Медведя и проявить способность передавать различные образы при использовании речевых и неречевых выразительных средств.
Чем больше подвижных игр будут знать наши дети, тем увереннее они смогут участвовать в совместных играх со сверстниками в детском саду и в школе; научатся легко организовывать свою двигательную деятельность в свободное время, а также в ходе различных конкурсов и праздников.
Лидия Меламед, инструктор по физкультуре
Марина Пильник, муз. руководитель
Светлана Майкова, ст. методист ДГ №2
ГБОУ Школа № 158, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Маленькая страна
- Как Шустрик со своими правами знакомился
- Скрепка Экспо 2016
- Карпушова Светлана Викторовна
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии