"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2018
Это чей там слышен топот? На работу вышел робот
Конспект индивидуального занятия по конструированию из геометрических форм для ребёнка 5-и лет
Создание построек и моделей с помощью деревянного конструктора помогает в формировании у дошкольников мотивации продуктивной деятельности, внимания, памяти, мышления, воображения, произвольного поведения; в развитии пространственных представлений и мелкой моторики пальцев рук. Представляю опыт использования деревянного конструктора-трансформера от компании «Престиж Игрушка» в индивидуальной работе с гиперактивным ребёнком (5 лет 2 мес.), имеющим речевые нарушения.
Конструирование по теме «Самолёт», «Подъёмный кран», «Карусель», «Робот» позволило расширить представления дошкольника об устройстве транспортного средства, грузоподъёмной машины, развлекательного аттракциона, о возможном использовании робота, а также уточнить и активизировать соответствующий словарь. При анализе ребёнком схемы каждой модели важно подвести его к выделению частей целого образа, помочь правильно назвать их и определить с помощью изображения необходимые для конструирования детали. Дальнейшее определение последовательности конструирования рассматриваю как важный этап для формирования произвольного поведения дошкольника, поэтому в диалоге обсуждаю с ним этапы конструирования и их содержание, помогаю уточнить количество деталей и последовательность их соединения. При выполнении модели предлагаю ребёнку рассказывать о всех своих действиях, это помогает ему анализировать соблюдение очерёдности соединения элементов конструктора и оценивать полученный результат. Всё это способствует развитию навыка самоконтроля и самооценки.
Обучающие задачи: продолжать учить выделять на схеме части конструкции робота и входящие в них детали, выбирать детали конструктора в необходимом количестве и создавать из них модель робота; формировать произвольное поведение и представления о выполнении роботом работы, облегчающей труд человека.
Развивающие задачи: развивать зрительное внимание, целостное восприятие предмета, мыслительные операции анализа, обобщения, группировки; диалогическую речь, мелкую и общую моторику.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к конструированию.
Оборудование: конструктор-трансформер из бука от ТМ «Престиж Игрушка».
Схемы моделей. Сообщаю дошкольнику, что из этого конструктора можно собрать разные модели, некоторые из них представлены на схемах. Предлагаю достать их из коробки и рассмотреть. Рассматривание изображений требует от ребёнка концентрации внимания и волевых усилий, поэтому важно использовать игровую форму заданий. Предлагаю назвать модели знакомых предметов. Дошкольник называет машину, вертолёт и робота, схемы остальных предметов рассматриваем и называем вместе, это подъёмный кран, стол, стул, самолёт.
Модель робота. Выяснив, что ребёнка больше всего заинтересовала модель робота, предлагаю собрать её из конструктора по схеме, задаю вопрос о назначении придуманных людьми роботов. В диалоге дошкольник демонстрирует представление о том, что роботы созданы для войны. Чтобы показать и другие возможности роботов, актуализирую бытовой опыт ребёнка: предлагаю рассмотреть тематические сюжетные картинки «Мой дом» и «Мамины помощники», назвать изображённые на них предметы бытовой техники, вспомнить об их использовании дома вместе с родителями, рассказать об их назначении. Подвожу ребёнка к следующим выводам: многие роботы созданы для помощи людям; к домашним роботам можно отнести современную стиральную машину, мультиварку и пылесос. Например, с помощью пылесоса нам легче сделать быструю уборку в помещении, а некоторые «умные» модели пылесосов передвигаются по полу и убирают пыль без участия человека.
Обращаю внимание дошкольника на то, что робот, которого он будет мастерить, внешне напоминает человека и предлагаю показать на себе сходные с моделью части тела. Ребёнок показывает и называет голову, руки, ноги, шею, кисти, ступни, а после уточняющего вопроса и туловище.
Предлагаю дошкольнику подумать и сказать, какую помощь робот сможет оказать в детском саду. После обсуждения вопроса ребёнок отвечает, что робот будет помогать помощнику воспитателя сервировать столы для приёма пищи и мыть посуду, потому что посудомоечной машины в нашем садике нет.
Это чей там слышен топот? На работу вышел робот. Предлагаю отобрать из коробки необходимые для создания робота детали конструктора. Дошкольник в соответствии со схемой выбирает пластины, кубы, цилиндры и уточняет их количество. Далее следует самостоятельная деятельность ребёнка, которая ему очень нравится. При необходимости задаю уточняющие вопросы, например: Какая часть тела поможет скрепить голову и туловище робота? Какого цвета детали возьмешь, чтобы сделать ступни роботу? Когда конструирование закончено, дошкольник показывает робота сверстникам в группе и сообщает, что этот помощник будет накрывать на стол, убирать и мыть посуду. Дети в восторге! Теперь смастерить своего робота-помощника хочет каждый ребёнок.
Создание построек и моделей с помощью деревянного конструктора помогает в формировании у дошкольников мотивации продуктивной деятельности, внимания, памяти, мышления, воображения, произвольного поведения; в развитии пространственных представлений и мелкой моторики пальцев рук. Представляю опыт использования деревянного конструктора-трансформера от компании «Престиж Игрушка» в индивидуальной работе с гиперактивным ребёнком (5 лет 2 мес.), имеющим речевые нарушения.
Конструирование по теме «Самолёт», «Подъёмный кран», «Карусель», «Робот» позволило расширить представления дошкольника об устройстве транспортного средства, грузоподъёмной машины, развлекательного аттракциона, о возможном использовании робота, а также уточнить и активизировать соответствующий словарь. При анализе ребёнком схемы каждой модели важно подвести его к выделению частей целого образа, помочь правильно назвать их и определить с помощью изображения необходимые для конструирования детали. Дальнейшее определение последовательности конструирования рассматриваю как важный этап для формирования произвольного поведения дошкольника, поэтому в диалоге обсуждаю с ним этапы конструирования и их содержание, помогаю уточнить количество деталей и последовательность их соединения. При выполнении модели предлагаю ребёнку рассказывать о всех своих действиях, это помогает ему анализировать соблюдение очерёдности соединения элементов конструктора и оценивать полученный результат. Всё это способствует развитию навыка самоконтроля и самооценки.
План-конспект индивидуального занятия по конструированию «Робот»
Цель: учить создавать модель по схеме.Обучающие задачи: продолжать учить выделять на схеме части конструкции робота и входящие в них детали, выбирать детали конструктора в необходимом количестве и создавать из них модель робота; формировать произвольное поведение и представления о выполнении роботом работы, облегчающей труд человека.
Развивающие задачи: развивать зрительное внимание, целостное восприятие предмета, мыслительные операции анализа, обобщения, группировки; диалогическую речь, мелкую и общую моторику.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к конструированию.
Оборудование: конструктор-трансформер из бука от ТМ «Престиж Игрушка».
Ход занятия
Знакомство с конструктором. Предлагаю ребёнку заняться конструированием и обращаю его внимание на коробку с новым конструктором, которая лежит на столе. Дошкольник проявляет интерес, садится за стол и вынимает детали конструктора из коробки. Предлагаю ему назвать цвета деталей конструктора. Ребёнок показывает и называет голубые и жёлтые детали, а затем сообщает, что ещё один цвет ему неизвестен. Объясняю, что большинство деталей нового конструктора не окрашено, они имеют цвет натурального дерева. Затем предлагаю назвать форму деталей и материал, из которого они выполнены. Дошкольник называет знакомые детали. При затруднении создаю условия для выбора правильного ответа, например: «Скажи, этот конструктор из стекла, из пластмассы или из дерева?». Подвожу ребёнка к выводу о том, что конструктор деревянный.Схемы моделей. Сообщаю дошкольнику, что из этого конструктора можно собрать разные модели, некоторые из них представлены на схемах. Предлагаю достать их из коробки и рассмотреть. Рассматривание изображений требует от ребёнка концентрации внимания и волевых усилий, поэтому важно использовать игровую форму заданий. Предлагаю назвать модели знакомых предметов. Дошкольник называет машину, вертолёт и робота, схемы остальных предметов рассматриваем и называем вместе, это подъёмный кран, стол, стул, самолёт.
Модель робота. Выяснив, что ребёнка больше всего заинтересовала модель робота, предлагаю собрать её из конструктора по схеме, задаю вопрос о назначении придуманных людьми роботов. В диалоге дошкольник демонстрирует представление о том, что роботы созданы для войны. Чтобы показать и другие возможности роботов, актуализирую бытовой опыт ребёнка: предлагаю рассмотреть тематические сюжетные картинки «Мой дом» и «Мамины помощники», назвать изображённые на них предметы бытовой техники, вспомнить об их использовании дома вместе с родителями, рассказать об их назначении. Подвожу ребёнка к следующим выводам: многие роботы созданы для помощи людям; к домашним роботам можно отнести современную стиральную машину, мультиварку и пылесос. Например, с помощью пылесоса нам легче сделать быструю уборку в помещении, а некоторые «умные» модели пылесосов передвигаются по полу и убирают пыль без участия человека.
Обращаю внимание дошкольника на то, что робот, которого он будет мастерить, внешне напоминает человека и предлагаю показать на себе сходные с моделью части тела. Ребёнок показывает и называет голову, руки, ноги, шею, кисти, ступни, а после уточняющего вопроса и туловище.
Предлагаю дошкольнику подумать и сказать, какую помощь робот сможет оказать в детском саду. После обсуждения вопроса ребёнок отвечает, что робот будет помогать помощнику воспитателя сервировать столы для приёма пищи и мыть посуду, потому что посудомоечной машины в нашем садике нет.
Это чей там слышен топот? На работу вышел робот. Предлагаю отобрать из коробки необходимые для создания робота детали конструктора. Дошкольник в соответствии со схемой выбирает пластины, кубы, цилиндры и уточняет их количество. Далее следует самостоятельная деятельность ребёнка, которая ему очень нравится. При необходимости задаю уточняющие вопросы, например: Какая часть тела поможет скрепить голову и туловище робота? Какого цвета детали возьмешь, чтобы сделать ступни роботу? Когда конструирование закончено, дошкольник показывает робота сверстникам в группе и сообщает, что этот помощник будет накрывать на стол, убирать и мыть посуду. Дети в восторге! Теперь смастерить своего робота-помощника хочет каждый ребёнок.
Елена Васильева, воспитатель ГБОУ
Школа № 1550, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку