"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2018
Организация нейропсихологической коррекционно-развивающей помощи дошкольникам
Реализуемая в нашем детском саду «Программа нейропсихологической коррекции и абилитации нарушений психического и социального развития дошкольников с ОВЗ в условиях ДОО» представляет собой адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, этологических, театральных и иных психотехник, применяемых в детском возрасте. Среди её основных задач оптимизация общего тонуса тела, расширение поля зрительного восприятия, обучение основам релаксации; формирование пространственных представлений, сенсорных взаимодействий, произвольности поведения; развитие целостного образа тела, зрительно-моторной координации, ловкости; овладение навыками сотрудничества и коммуникации.
Разминка
Активизировать внимание детей, воздействовать на их эмоциональное состояние и повысить уровень двигательной активности помогает разминка. Включаем в неё ходьбу по сенсорной дорожке, шнуру или массажному коврику, а также игровые упражнения с учётов возраста дошкольников. Вот некоторые примеры:Для детей 4-5 лет
Танец: повторение за взрослым движений в соответствии с текстом;
Гуси: ходьба на корточках с движениями рук;
Мишка косолапый: ходьба на внутренней и внешней стороне стоп;
Пальчики – ладошки: инсценировка стихотворения с помощью рук.
Для детей 5-7 лет
Флажок: движение и остановка по сигналу;
Зеваки: смена направления движения по сигналу;
Нос к носу: передвижение под музыку, а при её остановке касание друг друга носами с закрытыми глазами;
Игра с обручами: передвижение под музыку; при её остановке играющие встают в обручи по одному, затем по двое и по трое;
Мельница: одновременное вращение руками в разных направлениях.
На другую сторону: движение двух команд навстречу друг другу с выполнением по сигналу двигательных заданий, стараясь никого не задеть, и проход на противоположную сторону помещения.
Дыхательные гимнастики
Дыхательные гимнастики способствуют регуляции дыхания, развитию самоконтроля, оптимизации гормонального баланса организма. Используем среди других следующие упражнения:Для детей 4-5 лет
Понюхай цветок: вдох через нос и выдох через рот;
Забей гол: задувание ватного шарика в «ворота»;
Бабочка: сдувание изображения бабочки с цветка;
Погрей ручки: выдох на ладони с открытым ртом;
Покачай игрушку: лёжа на спине диафрагмальное дыхание с игрушкой на животе.
Для детей 5-7 лет
Музыкальный ветер: прерывание воздушной струи ладонью;
Кто громче: долгое произнесение звука [М] на выдохе;
Горячая монетка: концентрация воздушного потока на середине ладони;
Факир: регулировка дыхания с помощью движений рук;
Сова: дыхание при поворотах головы с вокализацией;
Дирижёр: изменение темпа, ритма и громкости дыхания по визуальному сигналу.
Глазодвигательные упражнения
Все глазодвигательные упражнения способствуют расширению поля зрения и активизации восприятия, поэтому предлагаем детям выполнять их в положениях лёжа, сидя и стоя, а также на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии согнутой в локте руки и около переносицы. В гимнастику для глаз младших дошкольников включаем упражнения Часики, Бантик, Солнышко - дети следят взглядом за предметом, который держит и передвигает педагог; для старших детей – упражнения Светлячок, Пропеллер, Удивительная кошка и другие с подключением синхронных движений языком, дыхательных движений.Растяжки
Для оптимизации тонуса мышц проводим растяжки и предлагаем среди других выполнить следующие упражнения:Для детей 3-5 лет
Качели: ритмичные раскачивания за руки и за ноги;
Фараон: поднимание головы, лёжа на спине;
Жучок: группировка из положения лёжа на спине;
Дотянись: группировка из положения лёжа на животе;
Лодочка: поочерёдное поднимание рук и ног из положения лёжа на животе.
Для детей 5-7 лет
Включаем в растяжки упражнения "Кобра", "Струна", "Звезда", "Нос в колени", "Силачи": перетягивание друг друга за палочку в паре и другие.
Телесные игровые упражнения
Телесные игровые упражнения снимают мышечные зажимы, развивают координацию, способствуют синхронизированному функционированию полушарий головного мозга. Используем следующие упражнения:Для детей 3-5 лет
В туннеле: ползание под дугами или стульями на спине и животе;
Разведчик: ползание по-пластунски при выполнении движений одноимёнными или разноимёнными рукой и ногой;
След в след: ходьба на четвереньках по зрительным ориентирам, занимая коленями освобождённые ладонями места.
Для детей 5-7 лет
Велосипед: перекрёстные движения рук и ног;
Эмбрион: перекатывания, свернувшись калачиком;
Вездеход: передвижение вперёд и назад на ягодицах;
Роботы: выполнение сочетанных движений глаз, языка и рук;
Дрессированные слоны: перекрёстная ходьба на четвереньках с ускорением и замедлением темпа;
Тигры в цирке: передвижение на четвереньках левым и правым боком;
Мельница: одновременные круговые движения рукой и ногой в разных направлениях;
Руки-ноги: прыжки с одновременными движениями рук и ног по инструкции;
Парад: ходьба маршем с хлопками на определённый счёт и другие.
Упражнения для кистей рук
Упражнения для кистей рук способствуют координации межполушарного взаимодействия, развитию мелкой моторики, снижению выраженности непреднамеренных движений. Используем следующие упражнения:Для детей 3-5 лет
Пальчики: поглаживание и разминание пальцев под стихотворный текст;
Зарядка: поочерёдное сгибание и разгибание пальцев под стихотворный текст: "Приходите, приходите"; "Прилетай к нам, птичка"; "Лодочка".
Для детей 5-7 лет
Кулак-ребро-ладонь: выполнение движения правой, левой, а затем обеими руками;
Человечек: «ходьба» и «бег» пальцами рук по столу;
Весёлый клоун: смена положений рук после хлопка;
Карандаши: сбор карандашей со стола в одну руку без помощи другой;
Лезгинка: быстрая смена позиций рук и другие.
В конце каждого занятия обязательно проводим релаксационное упражнение, способствующее самонаблюдению, упорядочиванию полученного опыта, после чего дети вербально и графически отмечают свои достижения.
Наталья Туманова, Светлана Горшенина,
Наталья Полагушина, педагоги-психологи
МБДОУ № 101 г. Ульяновска
Рекомендуем почитать
- Информационный центр детских товаров
- Находилки
- Алла Романова, главный редактор
- Московский государственный театр кукол «Жар-птица»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии