"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2018
Сюжетно-ролевая игра «Завод «Авиастар»
Цель: формировать представления о труде взрослых на заводе родного города.
Обучающие задачи: расширять и уточнять представления о работе сотрудников авиационного завода «Авиастар» г. Ульяновска; формировать умение самостоятельно создавать игровую обстановку для реализации замысла; активизировать словарь названий профессий работников авиазавода и их профессиональных действий.
Развивающие задачи: развивать внимание, память, мыслительные операции сравнения, анализа, группировки, обобщения по значимому основанию, навыки конструирования по схеме; координацию движений в системе глаз-рука, мелкую моторику пальцев рук; произвольное поведение.
Воспитательные задачи: воспитывать умение договариваться с участниками игры и справедливо оценивать их ролевое поведение; поощрять проявление дружеских чувств и навыков культурного поведения в общественных местах.
Игровые атрибуты представлены в содержании игры.
Предварительная работа: в беседе «Авиастроители» актуализировать представления детей о продукции авиазавода «Авиастар», его названии, цехах и профессиях работающих в них горожан.
Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Содержание игры
Педагог приглашает дошкольников совершить экскурсию по заводу «Авиастар» и проводит с ними двигательную разминку.Мы шагаем, мы шагаем,
Все идём мы на завод, (Дети идут друг за другом по кругу.)
Ноги выше поднимаем,
И никто не устаёт. (Шагают, высоко поднимая колени.)
Будем строить самолёты
И отправим их в полёт, (Выполняют наклоны туловища, стоя в положении «ноги на ширине плеч, руки в стороны».)
Пролетая над заводом,
Нам махнёт крылом пилот. (Хлопают в ладоши над головой.)
Педагог обсуждает с дошкольниками ситуацию прохода на завод по пропускам и предлагает взять на себя роль контролёра ребёнку с низким уровнем развития коммуникативных навыков для повышения его статуса в коллективе сверстников и развития навыков общения при реализации ролевого поведения.
Дети совместно со взрослым делят пространство группы на цеха и помещения завода, оборудуют их и распределяют роли. В игре они могут выбрать несколько ролей: по своему желанию быть экскурсантами или работниками «Авиастара». После завершения любого игрового эпизода работники могут присоединяться к экскурсионной группе. Педагог загадывает дошкольникам загадки о самолётах, их частях и профессиях авиастроителей. Он выполняет роль организатора экскурсии и поэтому в любой момент может при необходимости корректировать ход игры незаметно для детей.
Ребёнок-экскурсовод приводит посетителей в музей завода. По выставленным там картинам и фотографиям он рассказывает об истории развития предприятия, о знаменитых авиаконструкторах и моделях самолётов, которые выпускает завод. В зависимости от количества участников игры и желания детей экскурсоводов может быть несколько. Все сообщения дошкольники делают самостоятельно, опираясь на информацию, полученную в процессе предварительной работы.
Инженеры-конструкторы приглашают экскурсантов в конструкторское бюро, где создают новые модели самолётов и выполняют их чертежи. Затем сборщики по чертежам собирают авиалайнеры, используя по выбору конструктор, строительные наборы или мягкие модули. Кладовщик выдаёт рабочим детали, материалы, спецодежду. Они приходят к нему с заявками в виде символических изображений необходимого оборудования. Распределяет работу и контролирует рабочий процесс мастер цеха. Он своей подписью заверяет заявки, следит за соблюдением режима труда и отдыха. По звуковому сигналу мастер цеха проводит с работниками и участниками экскурсии производственную гимнастику.
В ходе экскурсии детям предлагают составить чертёж самолёта по предложенной схеме, сложить разные модели бумажных самолётиков, найти названные предметы в коробке среди других, поиграть в игру «Чего не хватает» - определить обозначенные в заявках детали, которые не выданы в полном объёме.
Принимает выполненную работу контролёр. Он приглашает гостей принять участие в осмотре готовой продукции: внимательно сверить результат со схемой модели, при их соответствии поставить штамп на прикреплённую к изделию бирку. Уборщик наводит чистоту и порядок. Педагог предлагает дошкольникам рассортировать мусор по контейнерам с условными обозначениями дерева, металла, кожи, пластика, ткани, бумаги.
Повара готовят обед для сотрудников завода и приглашённых на экскурсию гостей в соответствии с заранее подготовленным меню. Они используют тесто для лепки, природный и бросовый материал, детали мелкого конструктора. Экскурсантам предлагают принять участие в украшении готовых блюд. По условленному звонку на заводе начинается обеденный перерыв. Работает столовая и буфет, где повара выставляют свою продукцию. Сотрудники завода и участники экскурсионной группы выбирают предложенные блюда и обмениваются впечатлениями.
После обеда экскурсионная группа продолжает движение по заводу. Техники занимаются обслуживанием и ремонтом оборудования. Они привлекают экскурсантов к решению задач на внимание: в некоторых схемах допущена ошибка, которую можно найти, сопоставив её с готовой моделью. В медицинском пункте работает врач. Все желающие могут проверить по таблице остроту зрения, измерить давление, получить рекомендации по организации здорового образа жизни. Под руководством врача дети составляют памятки по проведению утренней гимнастики и закаливания.
Директор встречается с поставщиками и партнёрами, подписывает договора, помогает решать разные вопросы. При встрече с экскурсионной группой он предлагает гостям рассказать о своём опыте использования авиатранспорта и обсуждает с ними авиацию будущего.
Игра заканчивается по сигналу «Окончание рабочего дня». Обсуждаем с детьми ролевое поведение всех участников.
Татьяна Яковлева, учитель-дефектолог
Наталья Порядина, учитель-логопед
МБДОУ Д/с № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Игрушки для учёбы
- Река Волга
- С «Игровизиром» забываем про планшет
- Плюшевые микробы или взгляд на «вирусных друзей» в новых реалиях
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии