"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2018
Развитие устной речи школьников с недостатками слуха в игровой деятельности
Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи у глухих и слабослышащих школьников
При обучении глухих и слабослышащих школьников актуально использование дидактического игрового материала, потому что у детей этой категории игровая деятельность достаточно долго остаётся ведущей, игровые ситуации способствуют мотивации к обучению и облегчают восприятие учебного материала. Особую значимость приобретает и использование наглядности, которая помогает ученикам в установлении связей между словом и образом, словом и действием; способствует улучшению качества восприятия и запоминания информации; созданию благоприятных условий для коррекции слухового восприятия; развития наблюдательности, мышления и устной речи; формирования эмоционального отношения к занятиям.
Предлагаю вниманию читателей опыт использования дидактического пособия «Теремок» на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи у глухих и слабослышащих школьников. Это пособие состоит из набора двусторонних картинок с изображениями сказочного теремка с медведем, плетня с подсолнухами и других жителей теремка – лягушки, мышки, зайца, волка и лисы, а также выполненных нами табличек с речевым материалом. На табличках с двух сторон написаны названия животных; вопросы: «Кто там?» «Ты кто?» «Кто ты?» «А ты кто?» «Кто в домике живёт?»; ответы на эти вопросы: «Мышка»; «Я мышка»; «Я мышка-норушка»; «Лягушка»; «Лягушка-квакушка» и другие.
Все таблички нотированы: красным цветом на них обозначено правильное произношение в соответствии с нормами орфоэпии. Мои ученики имеют разное состояние слуха, среди них есть дети с комплексным дефектом, поэтому сложность речевого материала зависит от уровня общего и речевого развития каждого ребёнка. При предъявлении табличек учитываю возможности зрительного восприятия детей, поэтому они выполнены шрифтом разной величины в нескольких экземплярах.
С помощью дидактического пособия «Теремок» разыгрываем с ребёнком ситуации встречи зверей, в которых один персонаж задаёт вопрос: «Кто ты?» или «Ты кто?», а другой на него отвечает. Сложность ответа зависит от речевых возможностей ученика. Подвожу его к пониманию того, что ведущие беседу сказочные звери, как и люди, смотрят друг на друга. Школьник располагает фигуры персонажей на магнитной доске и прикрепляет около них таблички с вопросами и ответами.
В другой ситуации кто-то из зверей уже находится в теремке, а к домику приходит новый персонаж. Ребёнок изображает, как он стучит в дверь, из теремка ему задают вопрос «Кто там?», и обыгрывает ответ пришедшего зверя. Или пришедший к теремку персонаж первым задаёт вопрос «Кто в домике живёт?», а обитатели теремка ему отвечают.
Игра способствует формированию понятий «вопрос» и «ответ». Для этого все таблички распределяем с ребёнком на доске в две группы: с вопросами и с ответами. Над каждой группой размещаем таблички со словами ВОПРОС, ОТВЕТ. В ходе игры предлагаю ученику задать вопрос, спросить или ответить, используя речевой материал представленных групп.
Игра с дидактическим пособием «Теремок» помогает развивать компоненты просодической стороны речи: интонацию, тембр, логическое ударение. Речь животных имеет различную окраску тембра, и представления об этом школьник использует в процессе игры. Например, он говорит тоненьким голоском, как мышка, или более низким, грубым, как волк.
Работу над логическим ударением выстраиваю следующим образом. Фигурки животных помещаем в домик или за подсолнухи. Затем обращаюсь к ребёнку с вопросами, выделяя ударением вопросительное слово. Школьник, в свою очередь, выделяет важное для ответа слово с помощью логического ударения. Например:
Педагог: КТО дома?
Ребёнок: МЫШКА дома.
Педагог: КТО в саду?
Ребенок: ЛИСА в саду.
Педагог: ГДЕ мышка?
Ребёнок: Мышка ДОМА.
Педагог: ГДЕ лиса?
Ребёнок: Лиса В САДУ.
Для выполнения таких упражнений выделяю на табличках большими буквами слово, на которое падает логическое ударение. В зависимости от возможностей ребёнка фигурку персонажа прячу полностью, либо оставляю на виду какую-то её часть. Учу школьника задавать вопросы и отвечать на них с нужной интонацией. Например, вопросительная интонация создаётся при повышении голоса в конце фразы.
Использую игру с пособием «Теремок» и для развития слухового восприятия школьников. Весь речевой материал, который первоначально предлагается им для слухо-зрительного восприятия, затем отрабатываем на слух. После знакомства со всеми персонажами, проговаривания и восприятия на слух их названий провожу игру следующим образом. Ребёнок поворачивается спиной ко мне и к доске. Беру фигурку одного из сказочных зверей и стучу по доске, как будто в дверь теремка. Услышав стук, ребёнок спрашивает: «Кто там?». Отвечаю на вопрос, и ученик говорит то, что услышал. Затем он поворачивается, чтобы увидеть выбранного мной персонажа и проверить правильность своего ответа. В этой ситуации демонстрирую возможность употребления слов: верно, неверно, правильно, неправильно, ошибся или ошиблась, угадал, не угадал.
При развитии слухового восприятия использую и речевой материал для работы над логическим ударением. Например, задаю вопрос: «Где мышка?», и в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка предлагаю его для слухо-зрительного восприятия или на слух за экраном. Если ребёнок не может ответить, потому что мышка спрятана так, что её не видно, то отвечаю за экраном: «Мышка ДОМА». Ребёнок слушает и повторяет.
Игра с пособием «Теремок» всегда вызывает у школьников положительные эмоции, что очень важно для развития эмоциональной сферы детей с недостатками слуха. Когда весь речевой материал игры достаточно хорошо отработан, использую его при организации другой деятельности школьников, например, в режиссёрской или сюжетно-ролевой игре, при инсценировке сказки. Это способствует накоплению и расширению словарного запаса и переносу полученных навыков в новую ситуацию.
При обучении глухих и слабослышащих школьников актуально использование дидактического игрового материала, потому что у детей этой категории игровая деятельность достаточно долго остаётся ведущей, игровые ситуации способствуют мотивации к обучению и облегчают восприятие учебного материала. Особую значимость приобретает и использование наглядности, которая помогает ученикам в установлении связей между словом и образом, словом и действием; способствует улучшению качества восприятия и запоминания информации; созданию благоприятных условий для коррекции слухового восприятия; развития наблюдательности, мышления и устной речи; формирования эмоционального отношения к занятиям.
Предлагаю вниманию читателей опыт использования дидактического пособия «Теремок» на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи у глухих и слабослышащих школьников. Это пособие состоит из набора двусторонних картинок с изображениями сказочного теремка с медведем, плетня с подсолнухами и других жителей теремка – лягушки, мышки, зайца, волка и лисы, а также выполненных нами табличек с речевым материалом. На табличках с двух сторон написаны названия животных; вопросы: «Кто там?» «Ты кто?» «Кто ты?» «А ты кто?» «Кто в домике живёт?»; ответы на эти вопросы: «Мышка»; «Я мышка»; «Я мышка-норушка»; «Лягушка»; «Лягушка-квакушка» и другие.
Все таблички нотированы: красным цветом на них обозначено правильное произношение в соответствии с нормами орфоэпии. Мои ученики имеют разное состояние слуха, среди них есть дети с комплексным дефектом, поэтому сложность речевого материала зависит от уровня общего и речевого развития каждого ребёнка. При предъявлении табличек учитываю возможности зрительного восприятия детей, поэтому они выполнены шрифтом разной величины в нескольких экземплярах.
С помощью дидактического пособия «Теремок» разыгрываем с ребёнком ситуации встречи зверей, в которых один персонаж задаёт вопрос: «Кто ты?» или «Ты кто?», а другой на него отвечает. Сложность ответа зависит от речевых возможностей ученика. Подвожу его к пониманию того, что ведущие беседу сказочные звери, как и люди, смотрят друг на друга. Школьник располагает фигуры персонажей на магнитной доске и прикрепляет около них таблички с вопросами и ответами.
В другой ситуации кто-то из зверей уже находится в теремке, а к домику приходит новый персонаж. Ребёнок изображает, как он стучит в дверь, из теремка ему задают вопрос «Кто там?», и обыгрывает ответ пришедшего зверя. Или пришедший к теремку персонаж первым задаёт вопрос «Кто в домике живёт?», а обитатели теремка ему отвечают.
Игра способствует формированию понятий «вопрос» и «ответ». Для этого все таблички распределяем с ребёнком на доске в две группы: с вопросами и с ответами. Над каждой группой размещаем таблички со словами ВОПРОС, ОТВЕТ. В ходе игры предлагаю ученику задать вопрос, спросить или ответить, используя речевой материал представленных групп.
Игра с дидактическим пособием «Теремок» помогает развивать компоненты просодической стороны речи: интонацию, тембр, логическое ударение. Речь животных имеет различную окраску тембра, и представления об этом школьник использует в процессе игры. Например, он говорит тоненьким голоском, как мышка, или более низким, грубым, как волк.
Работу над логическим ударением выстраиваю следующим образом. Фигурки животных помещаем в домик или за подсолнухи. Затем обращаюсь к ребёнку с вопросами, выделяя ударением вопросительное слово. Школьник, в свою очередь, выделяет важное для ответа слово с помощью логического ударения. Например:
Педагог: КТО дома?
Ребёнок: МЫШКА дома.
Педагог: КТО в саду?
Ребенок: ЛИСА в саду.
Педагог: ГДЕ мышка?
Ребёнок: Мышка ДОМА.
Педагог: ГДЕ лиса?
Ребёнок: Лиса В САДУ.
Для выполнения таких упражнений выделяю на табличках большими буквами слово, на которое падает логическое ударение. В зависимости от возможностей ребёнка фигурку персонажа прячу полностью, либо оставляю на виду какую-то её часть. Учу школьника задавать вопросы и отвечать на них с нужной интонацией. Например, вопросительная интонация создаётся при повышении голоса в конце фразы.
Использую игру с пособием «Теремок» и для развития слухового восприятия школьников. Весь речевой материал, который первоначально предлагается им для слухо-зрительного восприятия, затем отрабатываем на слух. После знакомства со всеми персонажами, проговаривания и восприятия на слух их названий провожу игру следующим образом. Ребёнок поворачивается спиной ко мне и к доске. Беру фигурку одного из сказочных зверей и стучу по доске, как будто в дверь теремка. Услышав стук, ребёнок спрашивает: «Кто там?». Отвечаю на вопрос, и ученик говорит то, что услышал. Затем он поворачивается, чтобы увидеть выбранного мной персонажа и проверить правильность своего ответа. В этой ситуации демонстрирую возможность употребления слов: верно, неверно, правильно, неправильно, ошибся или ошиблась, угадал, не угадал.
При развитии слухового восприятия использую и речевой материал для работы над логическим ударением. Например, задаю вопрос: «Где мышка?», и в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка предлагаю его для слухо-зрительного восприятия или на слух за экраном. Если ребёнок не может ответить, потому что мышка спрятана так, что её не видно, то отвечаю за экраном: «Мышка ДОМА». Ребёнок слушает и повторяет.
Игра с пособием «Теремок» всегда вызывает у школьников положительные эмоции, что очень важно для развития эмоциональной сферы детей с недостатками слуха. Когда весь речевой материал игры достаточно хорошо отработан, использую его при организации другой деятельности школьников, например, в режиссёрской или сюжетно-ролевой игре, при инсценировке сказки. Это способствует накоплению и расширению словарного запаса и переносу полученных навыков в новую ситуацию.
Ольга Батова-Пясецкая, учитель
ГКОУ СКШИ № 65, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Учимся, играя (для дошкольников)
- Математическая игротека
- Лучшие химические эксперименты
- Аксарова Любовь Юрьевна
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку