"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2017
В стране шахматных чудес
Сценарий совместного заседания школьного шахматного клуба для детей с родителями с целью создания условий для мотивации родителей в обучении детей на досуге
Шахматные игры – увлекательное занятие для всей семьи. Если взрослые по каким-то причинам ещё не знакомы с ними, можно сделать первые шаги в шахматное королевство вместе с ребёнком. Сценарий заседания школьного шахматного клуба раскрывает такие возможности.
Ведущий 1: Мы рады приветствовать всех присутствующих! Сегодня речь пойдёт о шахматах. Как вы считаете, можно ли начинать обучение игре в шахматы в дошкольном возрасте? Какие перспективы открывают шахматы детям?
Ведущий 2: Игра в шахматы развивает воображение, дети учатся логически мыслить, рассуждать, принимать свои собственные решения и продумывать различные их варианты. Шахматы требуют усидчивости, сосредоточенности, терпения. Обучать детей игре в шахматы можно уже в 3,5 года, и особенно незаменимы они при подготовке к школе.
Ведущий 1: Однако, многие взрослые считают, что шахматные игры очень сложны, овладеть их правилами сможет не всякий взрослый, какой уж разговор про детей. Действительно, эта игра является довольно сложной для освоения, но мы попробуем показать вам, как можно вызвать интерес у ребёнка, и помочь ему освоить все правила игры без особых трудностей.
Ведущий 2: Как же появилась такая интересная и увлекательная игра?
Существует множество мнений и споров об этом. Люди издавна знают различные легенды о происхождении игры в шахматы, мы расскажем вам одну из них. (Ведущие сопровождают свой рассказ демонстрацией слайдов.)
Давным-давно в стране, которая называлась Персия, жил шах, который очень любил воевать. Это было самым любим его увлечением. Но шах был очень могущественный, он быстро завоевал территории всех своих соседей, и воевать ему стало не с кем. Созвал он своих мудрецов и приказал им придумать что-нибудь для развлечения. Мудрецы покивали головами и ушли, но через какое-то время вернулись. Они принесли ему птицу невиданной красоты. Птица была сделана из чистого золота, украшена огромным количеством драгоценных камней. Но, самое главное, если ключиком завести птичку, она начинала петь божественным голосом очень красивую песню. К сожалению, птица пела всего лишь одну песенку, и через какое-то время она наскучила шаху. Тогда мудрецы привели шаху скоморохов, которые так потешно плясали и кривлялись, что шах хохотал до слёз. Но затем и скоморохи ему наскучили. И тогда один из мудрецов принёс шахматы и предложил шаху сыграть с ним. Шах расхохотался: «Ты предлагаешь мне сыграть таким маленьким войском? Я командовал тысячами, а с таким количеством точно справлюсь!». Однако, шах никак не смог победить своего мудреца, он играл 100 раз, но так и не смог выиграть. Наконец, шах победил мудреца, положил его короля на стол и сказал: «Шах мат», что в переводе с персидского языка означало «Король мёртв». Таков один из вариантов происхождения этой игры.
Ведущий 2: Существует несколько этапов обучения детей игре в шахматы.
Для начала мы предлагаем вам вспомнить названия шахматных фигур. (Ведущие демонстрируют шахматные фигуры, родители и дети их называют.)
Ведущий 1: Известно, что ведущей деятельностью возраста в дошкольном детстве является игра, поэтому предлагаем детям запоминать фигуры и правила игры, знакомиться с игровым полем в игровой форме. Это помогает заинтересовать ребёнка, и сделать доступным понимание любого правила. Важно, чтобы дети были успешны в этой игре, слышали одобрение взрослых и наблюдали их положительную оценку.
Ведущий 2: Для начала мы предлагаем детям решать простейшие задачи – запомнить названия шахматных фигур, особенности их расположения на игровом поле перед началом игры. Затем, постепенно знакомим с правилами игры.
Ведущий 1: Предлагаем поучаствовать в игре «Расставь правильно». Приглашаем, по крайней мере, двух человек. Лучше, если это будут те, кто знает названия шахматных фигур и правила их расположения на поле. (Выходят участники игры.)
Ведущий 2: Сейчас мы раздадим вам карточки, на которых нарисована схема расположения фигур на доске. Один из вас расставляет белые фигуры, другой чёрные. Победит тот, кто быстрее справится с заданием. Эта игра помогает изучить доску и названия фигур. (Участники игры выполняют задание.)
Ведущий 1: Приглашаем добровольцев для участия в следующей игре «Угадай-ка». Сейчас мы поместим в этот мешочек пять фигур. Игроку нужно будет опустить руку в этот мешочек, ощупать одну из фигур и описать её, как можно понятнее для присутствующих. Называть фигуру нельзя. Всем присутствующим предлагаем попробовать угадать, что за фигуру держит участник игры в руке. Эта игра также помогает соотносить внешний вид фигур с их названиями и запоминать эти названия. (Участники игры и зрители выполняют задание.)
Ведущий 2: Настало время самой активной игры «Займи своё место». Нам потребуется большое количество участников. Мы раздадим вам небольшие эмблемы, которые до начала игры просим не переворачивать. Как только ведущий даст команду, нужно перевернуть эмблему, посмотреть на фигуру, которая там нарисована, и занять её место на шахматном поле. Помните, шахматы не любят суеты и спешки, поэтому занимайте свои места так, чтобы ни с кем не столкнуться. Готовы? На старт! Внимание! Марш! (Участники игры выполняют задание и занимают места шахматных фигур на игровом поле.)
Ведущий 1: Для тренировки шахматистов любого уровня используют этюды. Это вымышленные шахматные позиции нескольких фигур, часто они имеют единственное решение. Пробуем и мы решить несколько таких шахматных задач. (Родители и дети решают предложенные задачи. Педагоги помогают игрокам принять правильное решение, рассказывают детям о возможных игровых комбинациях и о правилах игры, которые нужно использовать для решения этюдов.)
Ведущий 2: Существует большое количество дидактических материалов для обучения игре в шахматы, их можно найти в книгах, и в сети Интернет. Предлагаем ознакомиться с выставкой литературы и иллюстраций по теме «Шахматы», а также задать интересующие вопросы. Спасибо вам за внимание. (Родители и дети знакомятся с материалами выставки.)
Шахматные игры – увлекательное занятие для всей семьи. Если взрослые по каким-то причинам ещё не знакомы с ними, можно сделать первые шаги в шахматное королевство вместе с ребёнком. Сценарий заседания школьного шахматного клуба раскрывает такие возможности.
Ведущий 1: Мы рады приветствовать всех присутствующих! Сегодня речь пойдёт о шахматах. Как вы считаете, можно ли начинать обучение игре в шахматы в дошкольном возрасте? Какие перспективы открывают шахматы детям?
Ведущий 2: Игра в шахматы развивает воображение, дети учатся логически мыслить, рассуждать, принимать свои собственные решения и продумывать различные их варианты. Шахматы требуют усидчивости, сосредоточенности, терпения. Обучать детей игре в шахматы можно уже в 3,5 года, и особенно незаменимы они при подготовке к школе.
Ведущий 1: Однако, многие взрослые считают, что шахматные игры очень сложны, овладеть их правилами сможет не всякий взрослый, какой уж разговор про детей. Действительно, эта игра является довольно сложной для освоения, но мы попробуем показать вам, как можно вызвать интерес у ребёнка, и помочь ему освоить все правила игры без особых трудностей.
Ведущий 2: Как же появилась такая интересная и увлекательная игра?
Существует множество мнений и споров об этом. Люди издавна знают различные легенды о происхождении игры в шахматы, мы расскажем вам одну из них. (Ведущие сопровождают свой рассказ демонстрацией слайдов.)
Давным-давно в стране, которая называлась Персия, жил шах, который очень любил воевать. Это было самым любим его увлечением. Но шах был очень могущественный, он быстро завоевал территории всех своих соседей, и воевать ему стало не с кем. Созвал он своих мудрецов и приказал им придумать что-нибудь для развлечения. Мудрецы покивали головами и ушли, но через какое-то время вернулись. Они принесли ему птицу невиданной красоты. Птица была сделана из чистого золота, украшена огромным количеством драгоценных камней. Но, самое главное, если ключиком завести птичку, она начинала петь божественным голосом очень красивую песню. К сожалению, птица пела всего лишь одну песенку, и через какое-то время она наскучила шаху. Тогда мудрецы привели шаху скоморохов, которые так потешно плясали и кривлялись, что шах хохотал до слёз. Но затем и скоморохи ему наскучили. И тогда один из мудрецов принёс шахматы и предложил шаху сыграть с ним. Шах расхохотался: «Ты предлагаешь мне сыграть таким маленьким войском? Я командовал тысячами, а с таким количеством точно справлюсь!». Однако, шах никак не смог победить своего мудреца, он играл 100 раз, но так и не смог выиграть. Наконец, шах победил мудреца, положил его короля на стол и сказал: «Шах мат», что в переводе с персидского языка означало «Король мёртв». Таков один из вариантов происхождения этой игры.
Ведущий 2: Существует несколько этапов обучения детей игре в шахматы.
Для начала мы предлагаем вам вспомнить названия шахматных фигур. (Ведущие демонстрируют шахматные фигуры, родители и дети их называют.)
Ведущий 1: Известно, что ведущей деятельностью возраста в дошкольном детстве является игра, поэтому предлагаем детям запоминать фигуры и правила игры, знакомиться с игровым полем в игровой форме. Это помогает заинтересовать ребёнка, и сделать доступным понимание любого правила. Важно, чтобы дети были успешны в этой игре, слышали одобрение взрослых и наблюдали их положительную оценку.
Ведущий 2: Для начала мы предлагаем детям решать простейшие задачи – запомнить названия шахматных фигур, особенности их расположения на игровом поле перед началом игры. Затем, постепенно знакомим с правилами игры.
Ведущий 1: Предлагаем поучаствовать в игре «Расставь правильно». Приглашаем, по крайней мере, двух человек. Лучше, если это будут те, кто знает названия шахматных фигур и правила их расположения на поле. (Выходят участники игры.)
Ведущий 2: Сейчас мы раздадим вам карточки, на которых нарисована схема расположения фигур на доске. Один из вас расставляет белые фигуры, другой чёрные. Победит тот, кто быстрее справится с заданием. Эта игра помогает изучить доску и названия фигур. (Участники игры выполняют задание.)
Ведущий 1: Приглашаем добровольцев для участия в следующей игре «Угадай-ка». Сейчас мы поместим в этот мешочек пять фигур. Игроку нужно будет опустить руку в этот мешочек, ощупать одну из фигур и описать её, как можно понятнее для присутствующих. Называть фигуру нельзя. Всем присутствующим предлагаем попробовать угадать, что за фигуру держит участник игры в руке. Эта игра также помогает соотносить внешний вид фигур с их названиями и запоминать эти названия. (Участники игры и зрители выполняют задание.)
Ведущий 2: Настало время самой активной игры «Займи своё место». Нам потребуется большое количество участников. Мы раздадим вам небольшие эмблемы, которые до начала игры просим не переворачивать. Как только ведущий даст команду, нужно перевернуть эмблему, посмотреть на фигуру, которая там нарисована, и занять её место на шахматном поле. Помните, шахматы не любят суеты и спешки, поэтому занимайте свои места так, чтобы ни с кем не столкнуться. Готовы? На старт! Внимание! Марш! (Участники игры выполняют задание и занимают места шахматных фигур на игровом поле.)
Ведущий 1: Для тренировки шахматистов любого уровня используют этюды. Это вымышленные шахматные позиции нескольких фигур, часто они имеют единственное решение. Пробуем и мы решить несколько таких шахматных задач. (Родители и дети решают предложенные задачи. Педагоги помогают игрокам принять правильное решение, рассказывают детям о возможных игровых комбинациях и о правилах игры, которые нужно использовать для решения этюдов.)
Ведущий 2: Существует большое количество дидактических материалов для обучения игре в шахматы, их можно найти в книгах, и в сети Интернет. Предлагаем ознакомиться с выставкой литературы и иллюстраций по теме «Шахматы», а также задать интересующие вопросы. Спасибо вам за внимание. (Родители и дети знакомятся с материалами выставки.)
Ольга Лисица, воспитатель ГБОУ
СОШ № 354 ДО 2, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку