"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2017
Удивительное семечко
Познавательно-исследовательский проект по экологии и познанию окружающего мира для старших групп образовательных организаций
Детей интересует всё необычное, поэтому среди других появляются вопросы о том, как вырастают большая тыква, огурцы и другие овощи. Однажды на занятии по экологии дошкольники увидели удивительный овощ из Китая, очень похожий на старичка. Всем было очень интересно, получится ли вырастить такую же тыкву-дедушку, поэтому и был разработан познавательно-исследовательский проект «Удивительное семечко».
Цель проекта: познакомить с ростом и развитием растений на примере тыквы, кабачка и патиссона.
Обучающие задачи: актуализировать знания о росте и развитии растений; мотивировать дошкольников к самостоятельному изучению объектов природы; учить сажать семена, ухаживать за всходами и взрослыми растениями; учить пользоваться разными приёмами экспериментальной деятельности.
Развивающие задачи: развивать интерес детей к исследовательской и творческой деятельности; развивать умение анализировать события, сопоставлять изменения объектов наблюдения и делать выводы; развивать умение составлять рассказ о событии, в котором принимали участие.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе и осознанное бережное отношение к окружающей среде; формировать навыки сотрудничества со сверстниками.
Подготовительный этап проекта. Во время этого этапа мы рассматривали фотографии и видеоматериалы об овощных культурах, читали о них стихи и рассказы, знакомили детей, родителей и воспитателей с целями и задачами проекта.
Весной дошкольник из подготовительной группы принёс на занятие по экологии рассаду помидоров, которую он вырастил вместе с бабушкой. Ребята с удовольствием рыхлили землю и поливали рассаду. Однажды дети заметили, что в тёмном месте рассада побледнела и очень вытянулась, а на освещённом солнцем месте рассада стала ярко-зелёной, стебли её побегов окрепли. О том, что растения лучше растут и развиваются на солнце и в тепле дети сделали вывод исходя из данного наблюдения.
Основной этап проекта. Мы продолжали знакомить детей с интересными сведениями об овощах и их семенах, и на одном из занятий по экологии им предложили прорастить, а затем посадить семена «неизвестного» растения. Ребята с интересом наблюдали за изменениями завёрнутых во влажную ткань семечек – сначала они набухли, потом из них «проклюнулись» крошечные ростки. Затем, мы вместе с детьми посадили эти семена в торфяные горшочки, и дошкольники с удовольствием ухаживали за появившимися из земли ростками, наблюдали за их ростом, а в конце мая все вместе высадили рассаду из горшочков в грунт, на огороде лицея.
По желанию детей ещё раз провели эксперимент. Десять растений накрыли пластиковыми банками, а остальные оставили в открытом грунте. Начало лета было холодным, и продолжали расти только защищённые банками растения. Дети поняли, что любое растение нуждается в комфортных для роста условиях.
В сентябре ребята вернулись после летних каникул и увидели, что на огороде из неизвестных семечек выросли кабачки и тыквы. Исследование мы продолжили уже с выращенными овощами, в нашем зимнем саду. Дошкольники рассматривали овощи, сравнивали их по цвету, форме, величине, тяжести, гладкости поверхности, пробовали на вкус. Многим детям понравился не только вкус, но и запах тыквы, кабачка. Некоторые дети впервые попробовали их в сыром виде. Дошкольники отмечали, что тыква пахнет дыней, а кабачок - огурцом или свежестью. Все дети очень удивились, когда обнаружили внутри тыквы и кабачка семена. Мы вновь вернулись к семенам! В лаборатории дети рассмотрели семена и мякоть овощей под микроскопом. В семенах они нашли маленький бледный росток, это - новая жизнь.
Дома, вместе с родителями, ребята рассматривали семена разных растений, многие из которых принесли потом в детский сад. Так в нашем музее появилась небольшая коллекция семян. Дети узнали, что семена есть у всех растений. Они разной формы, часто бывают круглые, овальные, в виде кубика (гречиха), корявые неопределённой формы (анемоны). Семена бывают жёлтые, коричневые, чёрные и с рисунком (фасоль). У многих деревьев семена содержат крылышко и могут летать. Различаются семена и по величине.
После изучения коллекции семян мы предложили воспитанникам поиграть в дидактическую игру «Найди лишнее семечко». Целью игры было закрепить представления детей о семенах растений. В одном из её вариантов в коробочке находились семена овощных растений и клёна. Детям нужно показать лишнее семечко, назвать растение и объяснить свой выбор. В других вариантах среди семян арбуза, дыни, кабачка, огурца надо было найти горошину; среди семян горчицы и мака выделить семена пшеницы. Дети с интересом играли и ещё лучше узнали мир растений.
Заключительный этап проекта. Для презентации результатов проекта, дети вместе с педагогами и родителями оформили альбом «Удивительное семечко» и сочинили сказку «Братцы-семечки», её мы предлагаем вниманию читателей.
В уютном тёплом домике-тыкве жили-были братцы-семечки. Они никогда его не покидали. Но однажды домик треснул, и не успели братцы испугаться, как он разделился на две части. Вокруг стало очень светло. Оказалось, что хозяйка разрезала эту большую тыкву, чтобы сварить кашу.
Братцы-семечки стали ждать, что же будет дальше. Семечки хозяйка промыла и высушила на полотенце. Потом разделила их на три части: самые крупные и толстенькие она положила в тёмное и сухое место; плоские и тоненькие отдала на поделки в детский сад; остальные оставила для угощения птиц.
Осенью дети создали из тыквенных семечек диковинные цветы и аппликации, которые очень порадовали родителей. Холодной снежной зимой у кормушек семечками лакомились птицы. Дольше всех ждали семечки, спрятанные в коробочку. Когда наступила весна, их достали и посадили в тёплую землю. Благодаря теплу, свету и воде из семечек появились ростки, которые постепенно превратились в сильные длинные плети с большими листьями. Осенью дети увидели на стеблях большие оранжевые тыквы, внутри которых дружно жили братцы-семечки, и решили отдать их другим ребятам, чтобы и те смогли понаблюдать чудо роста и развития растений.
Валентина Шушарина, педагог доп. образования
ГБОУ лицей № 1574, ОП № 5, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии