"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2017
Сколько красок у природы?
Интерес к познанию окружающего мира проявляется у ребёнка в стремлении узнать новое о качествах и свойствах предметов, понять сущность явлений действительности. Если дети с нормальным темпом психического развития активно пытаются получить ответы на многие свои вопросы, то дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР) затрудняются самостоятельно выделить проблему, поставить вопрос и найти объяснение многим явлениям. Учитывая, что для детей с ЗПР характерны недостаточность представлений о богатстве и многообразии предметного мира, низкий интерес к объектам и явлениям природы, а также неумение наблюдать за ними, мы стремимся организовать коррекционную работу в группе так, чтобы помочь дошкольникам заметить необычное и интересное вокруг, заботливо и бережно относиться к природе, осознавать её влияние на жизнь человека.
Мы хотим поделиться с читателями журнала опытом долгосрочного проекта «Сколько красок у природы?», в ходе которого была проведена актуальная для развития старших дошкольников с ЗПР целенаправленная работа по формированию у них временных и пространственных представлений, а также представлений о сезонных изменениях в природе и связанных с этими изменениями в жизни людей. При определении этапов работы над проектом и её содержания были использованы методические рекомендации «Проект - это пять П» И.П. Тарасовой.
Учитывая особенности развития детей с ЗПР, проблемная ситуация была создана специально. В гости к дошкольникам приходил Незнайка и спрашивал о том, что такое календарь, кто его придумал, для чего людям календари. Полученные ответы показали следующее: дети знают, что в календарях много страниц, в них есть рецепты, цифры и красивые картинки, календарь висит на стене; дети хотят узнать, какие бывают календари, что в них пишут, зачем бабушка смотрит в календарь каждый день, кто заполняет календарь, и бывают ли детские календари. Родители проявили интерес к вопросам детей и участвовали в дальнейшем поиске ответов.
С дошкольниками обсудили, как можно найти нужную информацию, и с помощью опорных картинок они сформулировали следующие выводы: о календаре нужно спросить у взрослых; можно найти ответ, если посмотреть телевизор или поискать в компьютере; можно прочитать в книге или в журнале, позвонить по телефону, послушать радио. В группе постепенно появились образцы настенных, перекидных, отрывных, карманных и других календарей. После того, как мы с детьми их подробно рассмотрели, была выбрана форма для нашего календаря – альбом.
После обсуждения для обозначения в календаре погоды по желанию детей были использованы пиктограммы, символы и картинки с изображением погодных условий, а для выделения дней рождения и праздничных дней - цветные наклейки (сердечки, звёздочки и другие).
Особое внимание мы уделяли формированию у детей с ЗПР умения замечать при наблюдениях изменения одного и того же объекта в разное время года и при различных погодных условиях, устанавливать причинно-следственные зависимости между сезонными изменениями погоды и явлениями в жизни птиц, насекомых, зверей. Подводили дошкольников к выводам о причинах изменения труда людей в поле, в саду и огороде; о времени подготовки к праздникам, смене одежды людей.
При оформлении страниц календаря они учились планировать предстоящую деятельность, контролировать её результат, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Дети отражали свои впечатления в рисунках и аппликациях «Разноцветный компот», «Грибное лукошко», «Снегири на ветке», «Скворечник», «День Победы». В календаре были представлены интересные высказывания дошкольников, придуманные ими по картинкам рассказы, фотографии моментов игр, экспериментальной деятельности, выполнения развивающих заданий, слушания музыки и литературных произведений.
Постепенно календарь превратился в графическую модель, на которой одновременно были представлены наблюдаемые детьми погодные и сезонные изменения, а также обусловленные ими изменения в жизни людей и праздники. Он стал одной из технологических опор, которые педагоги успешно использовали при обучении и развитии дошкольников с ЗПР.
В ходе работы над проектом мы также подбирали интересные и познавательные материалы для родителей, которые оформили в виде информационных справочников «Природа вокруг нас» и «Времена года». Например, в них были представлены рекомендации по вопросам наблюдений за явления природы во время прогулок с детьми на водоеме, обсуждения произведений детской литературы о природе по следам их чтения и слушания.
Во время презентации календаря дети, перелистывая его страницы, смогли рассказать о красоте природы и её интересных явлениях, об отличительных признаках времён года, о сезонных изменениях погоды, о событиях в жизни животных и птиц, о труде людей и важных для них событиях. Дошкольники с удовольствием разгадывали ребусы и загадки, вспоминали игры, конкурсы, праздники и дни рождения.
Таким образом, продукт проекта «Сколько красок у природы?» показал эффективность сотрудничества дошкольников с ЗПР со взрослыми в различных видах деятельности и актуальность использования метода проектов в коррекционной работе педагогов со старшими дошкольниками с ЗПР.
Татьяна Романова, учитель-дефектолог
Екатерина Белкина, воспитатель
ГБОУ «Школа № 953» ДО-3, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии