"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2017
Мы живём на планете Земля
Конспект занятия НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме толерантности в отношении окружающих
Мы отличаемся цветом кожи, волос и разрезом глаз, у нас разные национальные костюмы, игры, танцы и песни. Но все мы – жители одной планеты. Помочь Земле остаться красивой и чистой можно, если люди разных национальностей объединят свои усилия, будут жить в дружбе и согласии. К такому выводу мы должны подвести детей в ходе занятия.
Цель: формирование основ толерантной культуры личности дошкольника.
Обучающие задачи: формировать представления о многонациональности населения Земли; познакомить с творчеством разных народов; обогащать словарный запас.
Развивающие задачи: развивать эстетическое восприятие, воображение.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство уважения к культурным традициям разных народов, подвести к осознанию необходимости взаимопонимания и дружбы между людьми разных национальностей.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, ноутбук, флешкарта со слайдовой презентацией «Народы мира», аудиозаписи русских народных песен, танцевальных ритмов народов мира; магнитная доска, столы, стулья.
Демонстрационный материал: глобус, цветное изображение Земли на листе бумаги размером А4, кукла в русском национальном костюме.
Раздаточный материал: для каждого ребёнка изображения людей в национальных костюмах, клей, кисть, салфетки.
Ход образовательной деятельности
Психолог: Дети, сегодня мы узнаем о людях, которые живут на нашей планете и о том, зачем им нужно дружить. Давайте поиграем! Встаньте в круг те, у кого тёмные волосы. Встаньте в круг и топните все, у кого косички. Встаньте в круг и хлопните, мальчики. Встаньте в круг и подпрыгните, девочки. (Дети выполняют задания.)
Психолог: Как вы думаете, мы одинаковые или разные? Есть ли у нас что-то общее? (Дети отвечают на вопросы.)
Психолог: Ребята, к нам кто-то постучался! (Психолог вносит куклу в русском народном костюме.)
Кукла: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина. Я потерялась и не знаю, куда попала. В какой город? В какую страну?
Дети: Екатерина, мы в Ярославле. Это наш город. Ярославль находится в России. Россия - очень большая страна. В ней проживает много разных людей.
Психолог: Ребята, как вы думаете, откуда Екатерина? Кто она? Посмотрите на её одежду.
Кукла: У меня есть вещи в мешочке, может быть, они вам что-то подскажут. (Психолог достаёт из мешочка куклы и раскладывает на столе предметы народного быта - деревянные ложки, крынку, балалайку, плетёную посуду, затем предлагает детям рассмотреть все эти предметы.)
Психолог: Кто же это всё смастерил? (Дети высказывают свои предположения.)
Психолог: Чтобы узнать, из какой страны Екатерина, нужно узнать, откуда все эти вещи. Каждый культурный человек хорошо знает историю своей страны, поэтому и мы посмотрим на Россию, которая была много лет назад. (Звучит мелодия «Во поле берёза стояла». Психолог демонстрирует слайд с изображением внутреннего убранства русской избы, предлагает детям рассмотреть и перечислить все предметы, которые они в ней увидели. Дети рассказывают, что видят на слайде.)
Кукла: Вспомнила, это же русская изба! Она деревянная, мебель и посуда на Руси тоже были из дерева. Женщины носили длинные сорочки, поверх надевали сарафаны. На голове у них были платки и кокошники. Любимые украшения - кольца и бусы.
Психолог: Посмотрите, у Екатерины такая же одежда. Значит, Катя, ты живешь в России и по национальности русская.
Кукла: Ребята, когда-то давно не было телефонов, телевизоров и компьютеров, и мы дружно играли. Хотите, я и вас научу? (Дети вместе с психологом и куклой играют в русскую народную игру «Заря-заряница».)
Психолог: Спасибо тебе, Екатерина, за интересную игру. Но ты нам не про всё рассказала! Ребята, для чего нужна деревянная ложка? (Дети отвечают, что такой ложкой ели кашу и щи.)
Кукла: И не только ели! Расписные деревянные ложки были музыкальными инструментами. Давайте попробуем поиграть на русских народных инструментах. (Дети берут деревянные ложки, балалайки, гармонь, трещотки. В их сопровождении звучит мелодия «Ах, вы сени, мои сени».)
Психолог: Вот мы и узнали, откуда наша гостья. Как вы думаете, много людей живёт на Земле? Они все русские? Какой они национальности? (Дети отвечают на вопросы.)
Психолог: На нашей планете люди разных национальностей: испанцы, индейцы, эскимосы, мексиканцы, русские. (Психолог демонстрирует слайды с изображениями людей в национальных костюмах.)
Психолог: Чем мы с вами отличаемся от других людей? Что у нас общее?
Дети: Отличаемся цветом кожи, глаз, волос. Одеждой. Традициями и праздниками. Все мы люди. Мы живём на одной планете Земля.
Психолог: Посмотрите на нашу Землю. (На слайде фотография Земли.) Какого она цвета? Почему?
Дети: На Земле есть синий, зелёный, голубой, коричневый, жёлтый, белый цвета. Это потому, что на ней океаны, моря, реки, леса, поля, луга.
Психолог: Что делать, чтобы Земля оставалась красивой и чистой?
Дети: Не мусорить, не загрязнять воду, не срывать растения, сажать деревья.
Психолог: Предлагаю вам взять в руки веник и сломать его. (Дети пытаются сломать веник.) Не получается? Сейчас я развяжу веник и раздам вам прутики, попробуйте теперь их сломать. (Дети ломают прутики веника.) Сломали легко и просто. Если и мы с вами, как прутики в венике, будем жить в согласии и дружно заботиться о нашей планете, то Земля будет в безопасности. А если мы будем ссориться и всё делать поодиночке, то помочь ей не сможем.
Психолог: Символ дружбы – это Земля, окруженная всеми народами мира. Давайте попробуем вместе создать такой символ. Пусть каждый выберет изображение человека в национальной одежде и разместит его так, чтобы всем хватило места, и никто не поссорился. (Дети размещают фигуры людей вокруг Земли.)
Психолог: Если кого-то разместить в центре, то другие могут обидеться. Если все возьмутся за руки, то получится круг дружбы. (Дети приклеивают изображения людей.)
Кукла: Ребята, теперь я знаю, зачем все люди на Земле должны жить в согласии. (Дети и психолог прощаются с куклой.)
Анна Лазарева, педагог-психолог
МДОУ Д/с № 75, г. Ярославль
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии