"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2017
Игры с секретом
Новые правила игры со знакомыми игрушками расширяют возможности логопедической работы с дошкольниками при автоматизации звуков и способствуют успешности детей при выполнении заданий
В логопедической работе с дошкольниками я часто использую игровые упражнения с хорошо всем знакомыми игрушками и материалами – наборами разноцветных мисочек и стаканчиков, пирамидками, песком, бусами и подобными им. На первый взгляд удивительно, что это не надоедает детям, а наоборот, привлекает их. Раскрываю читателям журнала свой секрет.
Пирамидки
Оборудование: раскрывающиеся контейнеры из-под конфет ТМ «Весёлые пирамидки» - кубики, бочонки, пирамидки и другие фигуры, картинки со схемой артикуляционного упражнения или с изображением артикуляции (I вариант); предметные картинки (II вариант).
I вариант. Задачи: укрепление артикуляционного аппарата; выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков, развитие подвижности языка.
Описание: перед ребёнком на столе разноцветные контейнеры. Он выбирает понравившийся контейнер и открывает его. Внутри находится картинка со схемой артикуляционного упражнения. Ребёнок выполняет указанное упражнение.
II вариант. Задача: закрепление правильного произношения звука в словах.
Описание: перед ребёнком на столе контейнеры. Он выбирает понравившийся контейнер и открывает его. Внутри находится картинка с изображением предмета. Ребёнок четко, громко называет предмет. Если в слове есть закрепляемый звук, то дошкольник кладёт картинку на правый угол стола, а если звука нет, то на левый угол стола.
Колючки
Оборудование: цветные шарики-колючки репейника.
I вариант. Задача: знакомство с расположением элементов букв.
Описание: ребёнок вместе со взрослым составляет из колючек буквы.
II вариант. Задача: автоматизация поставленного звука.
Описание: ребёнок создаёт из колючек изображение предмета с изучаемым звуком.
Гонки на роликах
Оборудование: лист бумаги формата А4, на котором крупно написана буква, обозначающая закрепляемый звук, и нарисована берущая от неё извилистая дорожка; ролики для пальцев.
Задачи: автоматизация поставленного звука; развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие ориентировки на плоскости.
Описание: на указательный и средний палец руки ребёнок надевает ролики и «едет» по извилистой дорожке, проговаривая закрепляемый звук до её конца.
Ёжик
Оборудование: аппликатор Кузнецова
Задачи: развитие фонематического слуха; закрепление поставленного звука в слогах (словах).
I вариант. Описание: взрослый называет слоги с автоматизируемым звуком. Ребёнок повторяет их несколько раз и при этом легко ударяет ладонями или подушечками пальцев по аппликатору Кузнецова (каждой рукой по очереди).
II вариант. Описание: взрослый называет слово. Ребёнок повторяет его и ударяет по аппликатору Кузнецова, услышав закрепляемый звук.
Волшебный песок
Оборудование: кинетический песок, мелки игрушки, жёлтая и белая коробочки (15х15х15).
I вариант. Задачи: автоматизация поставленного звука в речи, стимуляция интереса к достижению результата.
Описание: перед началом занятия педагог прячет мелкие игрушки в кинетический песок. Затем ребёнок ищет игрушки, проговаривает название найденной игрушки и, если в нём есть заданный звук, кладет её в желтую коробочку. Если в названии игрушки заданного звука нет, он кладёт игрушку в белую коробочку.
II вариант. Задачи: знакомство с написанием букв; развитие мелкой моторики рук.
Описание: ребёнок вместе со взрослым рисует пальцем изображение изучаемой буквы на кинетическом песке.
Дорога
Оборудование: предметные картинки, в названии которых закрепляемый звук находится в начале, в середине, в конце слова; бусы.
Задачи: автоматизировать поставленный звук в словах; развивать навыки звукового анализа слов, фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук.
I вариант. Описание: на столе перед ребёнком картинки. Он последовательно называет изображённые на них предметы и выкладывает дорогу из бус по тем картинкам, в названии которых есть заданный звук (в начале, середине или конце слова).
II вариант. Описание: ребёнок выкладывает дорожку из предметных картинок, в названиях которых есть закрепляемый звук. Сначала он выбирает картинки, в названии которых заданный звук находится в начале слова. Затем картинки, в названии которых этот звук в середине слова и т.д. Когда все картинки разложены, ребёнок чётко называет их, перемещаясь по дорожке.
Эхо
Оборудование: звуковая труба.
Задачи: развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти, силы голоса; автоматизация звука в словах.
Описание: педагог проговаривает слова (словосочетания, предложения и др.) в один конец трубы, ребёнок слушает, приложив ухо ко второму концу. После прослушивания ребёнок повторяет в трубу всё, что сказал педагог, с такой же интонацией и громкостью. Педагог слушает, приложив ухо к трубе.
Город
Оборудование: кубики (строительный материал).
Задачи: закреплять поставленный звук в слогах и словах; мотивировать правильное произношение поставленного звука; развивать фантазию.
Описание: взрослый называет слог или слово с автоматизируемым звуком, ребёнок его повторяет. Если звук в слоге или слове произнесен верно, ребёнок получает кубик. В ходе игры ребёнку предлагают построить башенку и придумать ей название с автоматизируемым звуком.
Угощение для гостей
Оборудование: картинки с изображением мальчика Ромы и девочки Лукерьи, муляжи конфет (пуговицы).
Задача: дифференциация звуков «Л» и «Р».
Описание: логопед произносит слова со звуками [л] и [р]. Ребёнку предлагают повторить слово и определить, кому дать конфетку (пуговицу). Слова со звуком [л] - Лукерье, а слова со звуком [р] - Роме.
Применяю эти игровые упражнения, потому как их легко изменить с новым оборудованием, как в индивидуальной работе с детьми, так и на подгрупповых занятиях, рекомендую родителям. Дошкольники всегда проявляют к ним устойчивый интерес и с радостью выполняют.
Анна Павленкова, учитель-логопед,
МОУ гимназия № 8 им. Л.М. Марасиновой,
г. Рыбинск, Ярославская область
Рекомендуем почитать
- Комментарии