"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2015
В поход!
Стать туристами могут даже груднички, путешествуя на руках у родителей или слингах/сумках-кенгуру. Если в семье дети дошкольного и подросткового возраста, они будут надёжными помощниками в трудных ситуациях. Начинающим туристам лучше всего выбрать короткую туристическую прогулку (4-8 часов). А затем, по мере приобретения специального снаряжения, переходить к самым романтическим и для детей, и для взрослых походам с ночёвками.
Настроение, поведение детей в походе, степень их тренированности, состояние здоровья являются тем барометром, по которому определяется длительность последующих путешествий. Лучше всего взрослым заранее спланировать маршрут похода и пройти его самостоятельно без детей. Но если такой возможности не было, то лучше всего прокладывать путь по открытым местам, чтобы в полной мере использовать целебные силы света, тепла и воздуха. Учитывая возрастные особенности и интересы детей, необходимо продумать остановки в наиболее живописных и привлекательных для самых маленьких участников путешествия. Для однодневной туристической прогулки не нужно большого количества специального инвентаря. Обязательно приобрести лишь рюкзаки для каждого участника. Ребёнку 2-3 лет будет удобно путешествовать с небольшим заплечным мешочком весом не более 300-400 г. Для старшего дошкольника и младшего школьника лучше приобрести рюкзак жёсткой конструкции. Вес рюкзака со всем содержимым для 5-8-летнего туриста не должен превышать 1-1.5 кг. В противном случае ребёнок может быстро устать, снизится темп ходьбы, он перестанет замечать достопримечательности и поход покажется ему неинтересным. Для организации отдыха во время привалов необходимо предусмотреть индивидуальные коврики. Очень важным этапом подготовки к походу является подбор обуви и одежды. Основной принцип — одежда по погоде, а не по сезону. Взрослым нужно не забывать, что с ними дети и погода может быстро поменяться. Обувь должна быть разношенной, удобной. Обязательно иметь запасные носки. В однодневных походах можно обойтись и без особой кулинарии, приготовив пищу дома. Но приготовление печёной картошки или поджаривание колбасных изделий на костре для детей может быть целым праздником, поэтому не стоит лишать их этого удовольствия. На свежем воздухе аппетит у детей всегда хороший! Чай лучше взять в термосе. Не забудьте и о запасе простой питьевой воды.
Очень важно родителям определить физическую нагрузку для детей во время движения по маршруту. Взрослые должны постоянно контролировать самочувствие юных туристов. Общая протяжённость маршрута для детей 3-4 лет — 3-6 км, 5-8-летних туристов — 10 км. Каждый родитель без труда определит первые признаки утомления своего ребёнка. В такой ситуации очень важно переключить внимание ребёнка, поиграть с ним в словесные игры, загадать загадки. Первый привал нужно сделать после 15-20 мин ходьбы. Отдыхая, можно полюбоваться природой, поиграть в устные игры «На что похоже», «Отгадай, чей голосок», «Назови признаки весны», «Летние прилагательные», «Измени слово».
Большой привал планируется на вторую половину пути. Важно выбрать удобное место. Это должно быть сухое и ровное место. Очень важно продумать организацию свободного времени на привале. Опыт многочисленных туристических семей подтверждает, что поход надолго остаётся в памяти, если он превращается в весёлый совместный праздник с играми и забавами. Если в походе принимают участие дети разных возрастов, то можно составить две равные по силам команды и организовать игры-эстафеты, соревнования на поляне.
«Извилистая дорожка»
Дети и взрослые двигаются за ведущим, точно повторяя его движения. Задача ведущего – провести змейкой между деревьями, выбирая самую удобную дорогу и как можно чаще меняя движения.
«Кто быстрее»
Дети и взрослые встают в круг, один (ведущий) ходит за кругом. Обойдя круг, он дотрагивается до кого-нибудь. После этого оба бегут до условленного места и быстро возвращаются обратно, чтобы занять пустое место. Кто не успевает, тот становится ведущим.
«Пчёлы и одуванчики»
Дети договариваются, кто будет пчёлами, а кто – одуванчиками. Все бегают по поляне. По сигналу дети-одуванчики присаживаются на корточки, пчёлы бегают вокруг них, останавливаются, нюхают, делают вид, что собирают нектар (складывают руки трубочкой, подносят ко рту, втягивают воздух). Они перелетают с цветка на цветок, подражая жужжанию пчёл. При новом сигнале дети меняются ролями.
«Самый наблюдательный»
Взрослый прячет флажок на полянке, затем называет один-два признака, указывающих на его местонахождение. Тот, кто первым нашёл предмет, должен тихо сообщить об этом ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока последний игрок не обнаружит спрятанный предмет.
Очень хорошо, если дети найдут красивые веточки, шишки, семена! Постарайтесь их уложить и принести домой. В один из вечеров вы сможете насладиться воспоминаниями о походе и создать какую-нибудь композицию из природного материала, которая будет напоминать об этом приключении. А фотографии и видеосъёмка? Не на последнем месте и то, что в таком походе вы остаетесь хозяевами сами себе: не нужно куда-то бежать, торопиться, следовать какой-то программе. У вас появляется возможность увидеть что-то новое и, сменив привычную городскую обстановку, испытать себя, свои силы и возможности. А самое главное — провести незабываемые минуты общения с семьёй.
Наталья Варшавская, воспитатель МБДОУ
Детский сад № 54 «Веснушки»,
г.Междуреченск, Кемеровская обл.
Рекомендуем почитать
- Комментарии