"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2015
Книжка за руку ведёт: развивающее чтение в младшем школьном возрасте
Когда ребёнок идёт в школу, от него требуется много труда и терпения. В период его обучения в младших классах (7–10 лет) родителям стоит обратить особое внимание на отношение ребёнка к книге и чтению. В 7 лет школьник ещё не воспринимает книгу в полной мере как источник информации и знаний. Поэтому не только учитель, но и родители должны показать ему практическую пользу книги, объяснить, как дополнительная литература может помочь при подготовке к урокам. Да и сам ребёнок поймёт, как приятно получить хорошую отметку и одобрение одноклассников и учителя, если сообщить дополнительно к теме урока информацию, которой нет в учебнике.
Дополнительная нагрузка, связанная со школьными занятиями и необходимостью читать не всегда то, что нравится ребёнку, выводит чтение из разряда игры. И здесь важно не упустить полного угасания интереса к книге. Один из выходов в данной ситуации – продолжать совместные чтения вслух. Пусть ребёнок возвратится к привычной роли слушателя, тем более что слуховое восприятие в младшем школьном возрасте является ведущим.
Поступление ребёнка в школу – это, несомненно, большой стресс. Ни один период обучения не связан так тесно с состоянием здоровья, как этот возраст. Родители должны дать понять ребёнку, что чтение книг, как совместное, так и самостоятельное, – это возможность отдыха. Читайте вместе с ребёнком по ролям. Замечательно подходят для ролевого чтения рассказы Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского, пропитанные юмором и добротой.
Но интерес к серьёзной, так называемой «взрослой» литературе нужно прививать с первых классов школы, учить детей находить разного рода информацию в справочниках и энциклопедиях. Чтение должно стать обязательным для ребёнка, начиная приблизительно со второго класса. Дети, которые много читают, обнаруживают большую понятливость, более высокий уровень развития интеллекта. Родителям необходимо знать и объяснять детям, что «лёгкое» чтение – это лишь чтение для отдыха, а не для интеллектуального развития.
Знакомьте детей с произведениями серьёзными, но в то же время интересными по содержанию, такими, как «Голубая цапля» Ц. Вейт Джемисон, «Маленький лорд Фаунтлерой» Ф. Бернета, «В деревне» И. А. Бунина, «Мальчики» А. Чехова, «Заячьи лапы» К. Паустовского, цикл рассказов «Леля и Минька» М. Зощенко.
К 3–4 классу мышление ребёнка становится словесно-логическим, увеличивается словарный запас, поэтому он уже умеет рассуждать и высказывать мысли вслух. У читающего ребёнка развитие речи и мышления происходит быстрее, чем у нечитающего.
Память в 7–8 лет носит в основном механический характер. Пользуясь этим, дети хорошо запоминают содержание стихов. Логической память становится к концу начальной школы. Её развитию способствуют пересказы небольших по объёму и интересных по содержанию текстов, например рассказов Г. Юдина «Как варить компот», «Лисёнок и лягушонок», «Нелетающий зонт» и других. Продуктивнее будет, если вы попросите ребёнка пересказать рассказ через некоторое время после прочтения (20-30 минут).
Книги, а вернее книжные иллюстрации, могут стать помощниками и в развитии внимания. Попросите ребёнка внимательно рассмотреть картинку из книги, а затем спросите его: «Что было нарисовано в правом (левом) верхнем (нижнем) углу листа? А в середине?».
В младшем школьном возрасте совершенствуются такие личностные качества, как трудолюбие и самостоятельность. Прочитав с ребёнком книги Ю. Сотника «Как я стал самостоятельным», Л. Воронковой «Грушёвое яблочко», В. Осеевой «Сыновья» вы сможете поспособствовать развитию этих качеств.
Привлекая ребёнка к чтению, вы должны помнить о том, что для него это большой труд. Не забывайте похвалить его за осиленные страницы. Для ребёнка младшего школьного возраста важна оценка его деятельности взрослыми.
Многие дети в младшем школьном возрасте проявляют интерес к комиксам и ужастикам. Помните, что всё, что читает ваш ребёнок, ненавязчиво входит в его сознание. Не забывайте тонко и деликатно руководить чтением ребёнка. Но не командуйте им, не подавляйте его свободу и самостоятельность, а лучше вызывайте интерес к хорошим книгам, почитайте ребёнку сами, помогите понять прочитанное. Чаще приводите ребёнка в библиотеку, где сотрудники помогут вам в выборе нужной книги.
Помните, книги – это мудрые друзья, которые помогут в воспитании гармонично развитого человека.
Продолжение разговора о полезных книгах ищите в следующих номерах.
Евгения Труфанова, заведующая отделом психологии
ГБУК ИОДБ им. Марка Сергеева
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии