"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2015
Пластилин и бросовые материалы
Более десяти лет я занимаюсь лепкой с детьми 4-7 лет. На занятиях с детьми я использую, в основном, восковой пластилин отечественных производителей. Он имеет более мягкую консистенцию, чем обычный, цвета брусков яркие и насыщенные. Также я предлагаю ученикам разнообразить лепку при помощи бывшего в употреблении, бросового материала. Например, разноцветные трубочки для коктейля дети легко могут превратить в симпатичного ёжика. А крышки от пластиковых бутылок – это просто неисчерпаемые идеи для творчества! Очень востребованы и пластмассовые яйца от «киндер-сюрприза» — в умелых руках они превратятся в пальчиковые куклы или барыньку в народном стиле.
Родителям моих воспитанников советую собирать дома «мусорную корзинку»: кроме перечисленных материалов в неё можно складывать, например, картонную упаковку от конфет, круп, косметики, баночки из-под детского питания, кофе или молочных десертов – они пригодятся для создания карандашницы, ёмкости для канцелярских принадлежностей.
Использования бросового, мусорного материала в работе – это не только радость от необычной художественной деятельности, но и важная задача экологического воспитания детей. Ведь экологическое творчество – один из действенных методов бережного отношения к природе родного края. Отрадно, что на многие предметы быта, бывшие в употреблении и устаревшие, мои воспитанники уже после первых занятий смотрят как на материал для творчества.
Иногда родители, вдохновлённые творческими открытиями детей, приносят на занятия какой-либо необычный бросовый материал, и мы все вместе – ребёнок, родитель и педагог методом «мозгового штурма» решаем, для чего этот материал может пригодиться. Замечаю, что в такие минуты дети особенно остро переживают радость от совместного творчества.
Хорошее применение пластилиновым шедеврам могут найти другие специалисты, работающие с детьми 4-7 лет – логопеды и дефектологи. Например, на логопедическом занятии поделка ребёнка может служить наглядным пособием, например, по отработке лексико-грамматического строя и связности детской речи. Поскольку занятия логопедов и дефектологов строятся, в основном, в соответствии с индивидуальным планом коррекции – использование в работе собственного пособия ребёнка уместно и желательно. Ведь это продукт его творчества, а значит, ребёнок готов и хочет работать с таким пособием, что, несомненно, положительно влияет на результат коррекционной работы в целом.
Хочется отметить, что работа с бросовым материалом вызывает у детей массу положительных эмоций, стимулирует развитие воображения. И поверьте, при креативном подходе самый обычный набор пластилина из 6 цветов может открыть для ребёнка новые возможности для самовыражения, а значит, подарить ему ни с чем несравнимую радость творчества!
У всех народов мира «Божья коровка» пользуется симпатией и любовью. Издавна крестьяне замечали: там, где поселилось много красных жучков, всегда богатый урожай. Всё хорошее в народе было связано с Богом, поэтому и назвали этих насекомых «божьими». Когда берёшь их в руку, они выделяют жёлтую капельку, как бы молочко, – вот и добавилось слово «коровка».
Материалы для работы:
- две красных пластмассовых крышки (лучше разных размеров);
- пластилин;
- картон;
- зубочистка;
- ножницы;
- карандаш.
Шаг 1. Нарисуем на картоне 10х7 см две дуги, превращая их в лист дерева. Отламывая (отрезая) небольшие кусочки зелёного пластилина, лепим их на нарисованный лист и размазываем пальцами обеих рук. Обратите внимание ребёнка на то, что он не лепит из пластилина, а рисует им, как красками.
На раскрашенном листике стеком рисуем прожилки (для примера можно использовать настоящие листья) и вырезаем по контуру.
Шаг 2. Первой вылепим божью коровку-маму: приготовим крышку диаметром 4 см. Из кусочка чёрного пластилина скатаем тонкую колбаску и налепим её ровно на середину крышки, разделяя надвое крылышки насекомого.
Дети считают, что по числу чёрных точек на крыльях божьей коровки можно узнать, сколько ей лет. Но это не так: живут эти жучки только до года, реже — до двух лет. А число точек показывает их принадлежность к определённому виду: встречаются божьи коровки с количеством пятнышек от двух до двадцати шести.
Мы скатаем семь маленьких шариков и прилепим на крышку, слегка надавливая на них. Затем скатаем шарик 1 см в диаметре — головку, и прикрепим на крышку сбоку. По желанию можно вылепить шесть миниатюрных колбасок-лапок и также прикрепить их сбоку крышки.
Разрежем ножницами зубочистку – сделаем два усика и вставим их в головку. Из кусочка жёлтого пластилина сделаем глаза (можно использовать также любую крупу, бисер) и поместим их рядом с усиками. Аналогично работаем над божьей коровкой-деткой, используя крышку поменьше.
Шаг 3. Посадим жучков на сделанный листик, аккуратно вдавливая их в пластилин. Работа готова!
Олеся Киреева, педагог
дополнительного образования,
г.Москва
Рекомендуем почитать
- «Цифровые сладости» для малышей
- Учитель – это призвание!
- Горячая десятка октября
- Как познакомить детей с зимними видами спорта?
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии