"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2022
Тематические скатерти «Хозяюшка» и «Транспорт»
При создании развивающего пособия всегда хочется продумать эффективность его использования. Зачастую игры, сшитые мною ранее предназначались для одновременной игры не более двух человек. В этот раз я поставила перед собой задачу – организовать игру одновременно с несколькими детьми. Так «родилась» идея создания скатерти. К столу есть возможность подойти с четырёх сторон, а если дети предпочтут играть в паре, то и количество участников увеличится сразу вдвое.
Очень важен момент гендерного разграничения в игре. Каким образом можно осуществить гендерный подход? Разделить игры по тематикам, отдельно для девочек и для мальчиков. Поэтому решено сделать две разные скатерти и сконцентрировать вокруг них заинтересованных игрой детей в разных местах группы.
Для девочек была сшита скатерть «Хозяюшка», для мальчиков – «Транспорт». Хотя изначально предполагается разграничение по гендерному признаку, в выборе игры ребёнком обязательно учитываются индивидуальные особенности, желание и интерес. Таким образом, в игру «Стирка» может спокойно поиграть мальчик, а водителем трактора может стать девочка.
Обе скатерти из фланели, которая при помощи резинки снизу надёжно крепится на столе. Размер стола, на который надевается скатерть, 1х1 м. Практически все детали сшиты из фетра, некоторые наполнены синтепоном для передачи объёма предмета. Помимо этого, использованы такие материалы, как плёнка ПВХ, репсовые и атласные ленты, пластиковые и деревянные бусины, металлические кнопки, люверсы, липучка. Все материалы экологически безопасны, а сами скатерти при необходимости легко стираются.
Все материалы, которые использованы в проекте, создают для ребёнка довольно широкий спектр для обогащения тактильных ощущений, развития мелкой моторики и координации движений. Это ещё одна из задач по развитию детей через данное пособие. Использование развивающих скатертей создаёт благоприятную ситуацию не только для развития мелкой моторики, но и для развития речи. Через игру ребёнок знакомится с новыми словами, активизирует в своей речи уже знакомые фразы, расширяет словарный запас через звучащую речь взрослого, стихи, песенки.
Тематическая скатерть «Хозяюшка» представляет собой квадрат, разделённый по диагонали на четыре сектора. В каждом секторе находится игра, всего их четыре.
Сектор «Кухонный стол». На скатерти пришита тарелочка в виде большого кармана, в который можно сложить съёмные фетровые детали: овощи, фрукты, грибы. Есть отдельный круг, который можно использовать как основу пирога, пиццы или как обычную тарелку. Ребёнку предлагается приготовить сладкий пирог. Малыш выбирает из продуктов те, которые необходимы: апельсины, киви, крем. Если готовим пиццу, ребёнок выбирает колбасу, грибы, листья салата, перец. Игра расширяет представления детей о видах блюд, учит сравнивать, выбирать по одному или нескольким признакам. В этой же игре ребёнка можно познакомить с сервировкой, закрепить в игре правила поведения за столом.
Сектор «Газовая плита». Он представлен плиткой с подвижной деталью – огнём. По центру пришита кастрюля, она выполнена из прозрачной плёнки, чтобы было видно, что положили внутрь. Ребёнку предлагается приготовить суп или компот. Малыш учится выбирать необходимые продукты для супа или для компота. Так же уточняем представления детей о видах супов. В процессе развития речи именно в этой игре удобно учить ребёнка образовывать прилагательные из словосочетаний, например, компот из слив – компот сливовый, суп с рыбой – суп рыбный. Здесь же с детьми можно организовать беседу по безопасности на такие темы, как «Можно ли брать спички?», «Почему опасно включать газ?».
Сектор «Стирка». На скатерти пришит прямоугольник с окошком на липучке – это стиральная машинка. Цветные пуговки заменяют кнопки управления машинкой. Рядом со стиральной машинкой таз – кармашек, в который складываем предметы одежды. Над машинкой пришиты прищепки для сушки белья. В игре дети закрепляют знание названий предметов одежды, учатся сортировать её по цвету, по способу использования (верхняя, нижняя). Развивают пальчиковый захват при использовании прищепок, координацию движений. Важна последовательность действий в игре.
Сектор «Красавица». Симпатичная куколка с длинными волосами, которые можно расчёсывать, заплетать, украшать резинками, заколками. На кукле украшения: бусы и серёжки. Девочкам важно объяснить, как можно ухаживать за собой, почему важно пользоваться личными предметами: расчёской, платочком, заколкой.
Тематическая скатерть «Транспорт» предназначена для игры мальчишек. Размер скатерти 1х1 м, аналогичное деление по диагонали на четыре сектора. Здесь дети знакомятся с разными видами транспорта, их предназначением.
Сектор «Небо» знакомит детей с воздушным транспортом. В игре можно выбрать погоду, при которой можно летать или нежелательно. Игра позволяет активизировать в речи наречия (вправо, влево, вверх, вниз), развивает умение ориентироваться в пространстве.
Сектор «Море» знакомит детей с водным транспортом, расширяет представления о морских животных, местах их обитания: на морском дне, в толще воды, на берегу.
Сектор «Ферма». Уточняем представления детей об овощах и фруктах, которые растут в саду и на огороде, какие машины помогают собирать урожай, отвозить его в магазины. В игре дети развивают мелкую моторику и координацию движений, так как детали крепятся на крючках и вставляются в кармашки. Обогащаем словарный запас детей, расширяем представления детей о способах посадки, уборки урожая, его хранения, транспортировки и использования в жизни людей.
Сектор «Поезд» знакомит детей с наземным видом транспорта. Обогащаем словарный запас ребёнка, уточняем названия частей поезда, паровоза, вагонов. Вагончики крепятся на липучки, а колёса петельками на пуговицы. Внутри кармашки, внутрь которых можно положить маленькую игрушку или картинку. Можно выбрать последовательность вагонов по цвету, обсудить с ребёнком место отправки и пункт прибытия.
Обе скатерти предназначены для использования их в организованной образовательной деятельности, в индивидуальной работе взрослого и ребёнка, для организации самостоятельной игры детей. Скатерти могут быть использованы с детьми как раннего, так и дошкольного возраста. Пособие станет отличным помощником в работе воспитателя, педагога-психолога и учителя-логопеда.
Наталия Саюпова, воспитатель,
МАДОУ «Детский сад № 124»,
г. Череповец, Вологодская обл.
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии