"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2022
Истоки знаний
Недавно мне пришлось побывать на уроке русского языка в третьем классе обычной московской школы. Одно из заданий ученикам состояло в необходимости переписать предложенный текст и придумать его продолжение. Моё внимание привлёк живой подвижный мальчишка: в его листочке был полный «джентльменский набор» типичных ошибок ученика начальной школы, требующих серьёзного вмешательства нейропсихолога: описки, недописывание предложения до конца, повторы слогов, замены букв по глухости-звонкости. Списывание текста у других учеников таких затруднений не вызвало, зато у них ступор вызвала необходимость продолжения повествовательного сюжета о том, как дети в зимний день наблюдали за летящими с неба узорными снежинками. Любые мои попытки предложить подумать, а что могло быть с ребятами дальше, вызывали у младших школьников недоумение и отказ от выполнения задания.
Обсуждая с психологом сложившуюся на уроке ситуацию, мы ещё раз констатировали настоятельную необходимость интеграции содержания речевого, социального и художественно-творческого развития на первом уровне образования – в группах младшего дошкольного возраста. Главным помощником в этом направлении является программа «Истоки» издательства «Сфера». Образовательная система, реализующая программу, выстроена на комплексно-тематической основе. Её содержание интересно, доступно и понятно детям, и при этом обеспечивает высокий уровень их развития.
Методическое пособие «Комплексное планирование образовательной деятельности с детьми 4-5 лет» (авт. Н.Е. Васюкова, Н.М. Родина) позволяет воспитателям, работающим в дошкольных группах, сделать взаимодействие с детьми целостным, осознанным и логичным на основе доступных детскому восприятию и соответствующим актуальным детским интересам содержаниях и темах. Авторам удалось положить в основу планирования не мозаичное полотно изолированных тем, раскрывающих отдельные понятия окружающего мира, а целостное тематически объединённое содержание образовательной работы с детьми, разворачивающейся не только на занятиях, но и в совместной деятельности воспитателя с дошкольниками, а также в ходе специально организованной самостоятельной деятельности воспитанников. Это происходит за счёт создания развивающей среды группы и внесения определённых объектов, позволяющих акцентировать непроизвольное внимание детей на продуманных взрослым заданиях.
Особая роль в развитии коммуникативных навыков у детей отводится сценариям развивающего общения, организуемым при внеучебном взаимодействии воспитателя с детьми. Такие сценарии активизирующего общения на каждую неделю учебного года разработаны с учётом комплексного тематического планирования образовательной работы с детьми и представлены в замечательном пособии А.Г. Арушановой, Р.И. Иванковой и Е.С. Рычаговой «Коммуникация. Развивающее общение с детьми 4-5 лет». Это пособие позволяет оптимизировать работу воспитателя, показывая конкретные приёмы развивающего общения с дошкольниками, направленные на обогащение опыта внеситуативной коммуникации. Так, например, тема последней недели января «Зимние холода» предполагает беседы взрослого с детьми о зиме, как самом холодном времени года. Дети узнают о том, из каких материалов взрослые шьют тёплую зимнюю одежду, откуда берётся шерсть, как из неё получаются валенки, свитеры, носки и варежки. Причём авторы объясняют, каким образом следует организовать познавательное общение с детьми: предложить рассмотреть валенки и шерстяные вещи, побывать в музее валенка, попробовать самим свалять кусочек шерсти, чтобы получилось плотное волокно. С детьми рекомендуется рассмотреть веретено и пряжу, прочитать им стихотворные произведения о бабушкином вязании. Дальнейшее взаимодействие взрослого с детьми организуется вокруг тем «Узоры на снегу», предполагающих рассматривание отпечатков, обнаруженных на свежевыпавшем снегу во время прогулки. Слушание произведений художественной литературы, ответы на вопросы по содержанию воспринятых текстов, обогащение словаря детей глаголами, характеризующими действия снега: скрипит, кружится, падает, искрится, сверкает, переливается, тает, блестит, холодит и т.п. способствует взаимодействию первой и второй сигнальных систем ребёнка. При ознакомлении с образной информацией ребёнок стремится перевести её в словесное поле, а услышанное – представить в образах.
В течение недели педагогам предлагается организовать игры с отгадыванием описательных загадок о том, кто из обитателей леса мог оставить следы на свежем снегу. Предлагаемые варианты сценариев развивающего общения отличаются продуманностью и конкретностью. Они являются огромным подспорьем в работе воспитателя современного уровня образования. Дают большой простор для творчества и побуждают к обогащению повседневных образовательных ситуаций в группе.
Этому же способствует и включение художественной литературы в образовательный процесс. В пособии Н.Е. Васюковой «Художественная литература для детей 3-5 лет», призванном дополнить содержание комплексного планирования, даётся подборка произведений для чтения детям в непосредственно образовательной деятельности и списки литературы, рекомендуемой для чтения в свободное время. Данное методическое пособие является составной частью системы образовательной работы с младшими дошкольниками и подробно описывает подходы к включению литературных текстов в целостный педагогический процесс. К числу несомненных преимуществ пособия следует отнести чётко сформулированные задачи смысловых контекстов чтения, описание необходимого подбора иллюстративного материала, рекомендации по организации познавательно-исследовательской деятельности в режимные моменты, связанные с содержанием предлагаемых к восприятию детьми текстов произведений художественной литературы.
Наша практика показывает, что при организации предлагаемых авторами совместных специальных игр и упражнений ребёнку обеспечена возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи. В таких ситуациях у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения. Воспитанники дошкольных групп, обучавшиеся с применением этих методических пособий, не испытывают трудностей при придумывании продолжения историй, тонко воспринимают нюансы слова и успешно осваивают программу начальной школы.
Галина Глушкова,
кандидат пед. наук, методист,
ГБОУ Школа 1598, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии