"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2022
STEAM-проект «Вулкан»
Цель: знакомство детей с природным явлением – извержением вулкана, видами вулканов.
Задачи:
- знакомить детей со строением вулкана, причинами извержения вулканов;
- рассказать о пользе и вреде вулканов для человека, животных и транспорта;
- дать представление о профессии вулканолога, сейсмографе;
- способствовать развитию познавательной активности детей в процессе выполнения экспериментов, развивать логическое мышление;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Оборудование: макет вулкана, цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» (модуль «Свет», «Звук», «Кислотность», «Температура», «Магнетизм», образовательный набор «Азбука юного электроника», кубики «Курс логики базовый»), робототехнический конструктор LEGO, «Азбука робототехники» (с программой для пиктограммного программирования), искусственная теплица, контейнер с холодной водой и игрушками морских животных, ракушки.
Материалы:
1. Смесь для опыта «Вулкан»:
- сода – 2 столовые ложки,
- лимонная кислота – 2 столовые ложки,
- красная краска – 1 чайная ложка (гуашь),
- жидкое мыло – 1 столовая ложка,
- вода – 150 мл воды.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Макет вулкана, поделки из конструктора (машины, сейсмограф, сейсмостанция), теплица из подручных материалов; конспекты занятий, видеоролики, дидактические разработки, авторские статьи;
- Развитие любознательности детей, повышение знаний о природных и физических явлениях, вовлечение родителей и социальных партнёров в процесс создания макета вулкана и подбор познавательного материала.
Подготовительный этап:
- Постановка проблемы, сбор информации, составление плана мероприятий;
- Просмотр презентаций, видеофильмов, знакомящих детей со строением и деятельностью вулканов;
- Сетевое взаимодействие со студентами педагогического колледжа с целью получения познавательной информации о вулканах, местах их расположения на Земле. Онлайн игры-занятия.
- Демонстрация макета вулкана, проведение опытно-экспериментальной деятельности в лаборатории естественно-научной направленности «Изучаем окружающий мир»;
- Конструктивная деятельность с наборами конструкторов.
Ход деятельности
Педагог: Ребята, наш друг – учёный Наураша сейчас путешествует по Камчатке. Помогите мне вспомнить, что такое Камчатка? (Ответы детей.) Он прислал нам видеописьмо. Предлагаю его прослушать. (Дети подходят к интерактивной панели, на экране появляется заставка со звуковым сопровождением «Электронная почта». Открывается письмо, звучит голос Наураши.)Голос Наураши: Здравствуйте, ребята! Как вы знаете, я сейчас путешествую по Камчатке. (Показ слайд-шоу.) Это полуостров, который находится на Дальнем Востоке. Он омывается Тихим океаном с одной стороны и Охотским и Беринговым морями с другой. На Камчатке целых 300 вулканов, 29 из них – действующие. В последнее время на нашей планете участилось извержение вулканов. Мне стало интересно, почему происходит извержение вулкана? Как извержение влияет на жизнь людей, работу транспорта, экологию? Я знаю, что вы изучаете физические явления в моей лаборатории, занимаетесь конструированием и программированием. Помогите мне на примере вашего макета подробнее разобраться с таким грозным явлением природы, как вулкан. Запишите видео своих опытов и пришлите мне, пожалуйста, на Камчатку. До скорой виртуальной встречи, друзья!
Педагог: Друзья, хочу пригласить вас совершить виртуальное путешествие к вулкану, изучить его строение, причины и последствия извержения, узнать подробнее о жизни людей у его подножия, провести лабораторные измерения. (Дети подходят к макету вулкана в разрезе.)
Педагог: На нашей планете огромное количество вулканов. Все они расположены в разных местах нашей планеты. Но большинство из них находится около океанов. Вулканы бывают двух типов: действующие и потухшие (спящие). Действующие вулканы регулярно извергаются. В недрах Земли образуется очаг. (Демонстрация макета.) Расплавленная жидкая (магма) имеет высокую температуру кипения – более 1000 градусов. Она кипит на большой глубине и издаёт глухой тихий звук. Предлагаю послушать звук кипящей магмы. (Ребята слушают звук магмы и видят его рисунок на экране цифровой мультимедийной лаборатории «Изучаем окружающий мир».) Что такое звук? (Звук – это колебание воздуха.) Звук мы можем не только услышать, но и увидеть. (Дети проводят измерения в лаборатории «Звук» с помощью датчика «Божья коровка». Фотографируют звуковые колебания на экране ноутбука.)
Педагог: Далее магма снизу устремляется по каналу – жерлу вулкана – к поверхности земли. На поверхности вулкана появляется углубление, имеющее форму чаши – кратер вулкана. И извергаются лава, пепел, горячие газы, обломки горных пород. (Педагог включает звук извергающейся лавы. Ребята фиксируют звук извержения вулкана в лаборатории датчиком «Божья коровка». Педагог предлагает сфотографировать звуковые колебания на экране ноутбука и сравнить рисунок кипящей магмы и извержения вулкана.) Ребята, как вы считаете, рисунки кипящей магмы и извержения вулкана одинаковые или разные? (Разные.) Почему? (Звук кипящей магмы тихий и глубокий, а звук извержения вулкана громкий, с грохотом вырывающихся пара, лавы, обломков камней.)
Педагог: Свет от огненной лавы такой яркий, что без специальных очков смотреть на него нельзя. (Дети проводят измерения в лаборатории «Свет» с фонариком, имитирующим свет от огненной лавы.)
Педагог: Большая часть вулканов на нашей планете расположена вокруг Тихого океана. Раскалённая огненно-жидкая лава растекается по поверхности земли с большой скоростью. Часть лавы застывает по дороге, а часть стекает в океан. (Дети вместе с педагогом проводят опыт «Вулкан».)
Педагог: Вода в океане холодная – 13-17 градусов. (Контейнер с холодной водой, в нём лежат вулканические камни, ракушки, плавают игрушки морских животных, крабов.) Там лава остывает и создаёт подобие скал. Вблизи вулкана вода в океане теплее. Крабы и моллюски вымирают, и это может обернуться экологической катастрофой, так как ими питаются морские обитатели. (Дети добавляют горячую воду и измеряют температуру воды в океане вблизи вулкана.) Ребята, почему вода вблизи вулкана теплее? Что происходит с морскими обитателями? (Ответы детей.)
Педагог: Вулканический песок – один из продуктов извержения вулкана. Его можно встретить на побережье океана, он чёрного цвета и обладает магнитными свойствами. В нём много железа. Его используют в промышленности для очистки воды, изготовления магнитов, его добавляют в цементный раствор для прочности изделий из цемента. (Ребята исследуют его магнитные свойства с помощью датчика «Божья коровка» (лаборатория «Магнетизм»). Ребята, что происходит с песком и датчиком? (Песок прилип к датчику.) Что это значит? (Что в нём есть железо, он обладает магнитными свойствами.) Вместе с лавой на поверхность земли вырываются газы. Они поднимаются в атмосферу и обычно не причиняют вреда. Однако частично они могут возвращаться на поверхность земли в виде кислотных дождей, которые загрязняют питьевую воду, вызывая тяжёлые заболевания скота. (Ребята определяют уровень кислотности в воде после дождя (лаборатория «Кислотность»), ведёрки с чистой и чуть подкисленной лимонным соком водой.) Ребята, вспомните, пожалуйста, что происходит с газами, которые вырываются из недр вулкана? (Они поднимаются в воздух и частично выпадают в виде кислотных дождей.) В каком ведёрке вода опасна для животных? Почему? Как вы узнали, что в этой воде есть кислота? (Датчик показал цифру 3, это значит, что в воде находится кислота, а в другом ведёрке – 0, значит кислоты нет.)
Педагог: С давних времён вулканы пугали и притягивали людей. Несмотря на угрозу извержения, люди продолжают жить вблизи вулканов. Благодаря теплу подземных вод отапливаются дома, парники, в которых жители выращивают овощи. (Педагог демонстрирует искусственную теплицу.) Вулканический пепел является хорошим удобрением, почва близ вулкана очень плодородная. На ней люди выращивают виноград, лимоны, апельсины и даже помидоры. (Строительство городка из кубиков, поставить домики у подножия вулкана.)
Педагог: Извержение вулкана – это всегда катастрофа, которая может привести к ужасающим последствиям: гибели людей, животных, загрязнению окружающей среды, из-за пепла в воздухе самолёты перестают летать. Но современная наука довольно точно предсказывает извержение вулкана. На каждом действующем вулкане находится сейсмическая станция. (Конструирование станции из конструктора LEGO.) Вулканологи – это специалисты, занимающиеся изучением вулканов, с помощью сейсмографа – прибора, регистрирующего подземные толчки, круглосуточно ведут наблюдения за вулканом. Сейсмограф показывает спокойное состояние вулкана. (Дети конструируют «рисующую машину», программируют её на «движение в покое» и на «подземный толчок».) Ребята, кто занимается изучением вулканов? (Вулканологи.) А как они узнают о том, что вулкан готовится к извержению? Как называется прибор, с помощью которого регистрируют подземный толчок? (Сейсмограф.) Предлагаю сравнить рисунки вулкана в покое и при толчке. Они одинаковые или разные? В чём отличие? (Рисунок вулкана в покое с плавными линиями, рисунок вулкана при толчке – с кривыми зигзагами.)
Педагог: Рядом с сейсмической станцией установлен пункт оповещения населения в случае тревоги: звуковой сигнал и световой фонтан оповестят население городка и специальные службы о начале эвакуации в убежище. Предлагаю собрать электрическую цепочку из элементов и проводов для последовательного и параллельного соединения. (Набор «Азбука юного электроника».) Вот сейсмограф зафиксировал подземный толчок. (Включают машину-сейсмограф, рисующую «кривые линии».) Внимание – тревога! Служба оповещения включает звуковой сигнал, оповещающий о начале эвакуации в безопасное место. А также загорается световой фонтан, чтобы жители с ослабленным слухом могли увидеть знак опасности.
Педагог: Специальные службы уже подготовили транспорт и вывозят людей и животных в безопасную зону. (Дети конструируют машины на движение, сажают на них человечков, машины увозят их в безопасное место.)
Педагог: Ребята, вам понравилось наше путешествие к вулкану? Как вы считаете, этот вулкан потухший или действующий? Почему? Какие лаборатории мы использовали, проводя опыты с вулканом? (Звук, температура, свет, магнетизм, кислотность.) Какую пользу человеку приносят подземные воды? Что люди выращивают рядом с вулканом? Чем опасно извержение вулкана для животных? Для человека? Для транспорта? Кто занимается изучением вулканов? Как вулканологи узнают о подземном толчке? Как служба оповещения предупреждает население о начале эвакуации? На чём и куда эвакуируют людей и животных? (Ответы детей.) Мы с вами наглядно увидели чудо природы – вулкан. А записанное видео мы отправим Наураше на Камчатку по тому адресу, которое указано в электронной почте.
Итоговый этап:
- Анализ результатов проектной деятельности.
- Презентация проектного продукта.
- Обобщение опыта.
Марина Куцый, заведующий,
Наталья Барыкина, ст. воспитатель,
Светлана Саутнер, воспитатель,
МДОУ Д/с комб. вида № 30,
г.о. Подольск, Московская обл.
Рекомендуем почитать
- Комментарии