"Игры и Игрушки" №4-2025
Подвижная нейроигра «ЛенТочки»: как простое полотно развивает сложное мышление
Вы когда-нибудь задумывались, как совместить активное движение ребёнка с развитием его мозга? Часто эти вещи существуют отдельно: сначала мы «учимся», сидя за столом, а потом «бегаем» на улице. Что, если объединить одно с другим? В этой статье мы расскажем об уникальной подвижной игре «ЛенТочки», которая родилась из наблюдений за детьми, прошла путь от идеи на коленке до профессионального производства и помогает детям от 3-х до 7-и лет не только выплеснуть энергию, но и заложить прочный фундамент для пространственного мышления, внимания, памяти, воображения и самоконтроля

Набор «ЛенТочки» – это схемы разного уровня и цветные ленточки, это игровое поле из прочной ткани с яркими разноцветными кругами-точками, расположенными в определённом порядке. Это тренажер, который через тело обучает мозг ребёнка ориентироваться в пространстве, запоминать, концентрироваться и действовать по правилам. Какие ключевые задачи решает игра?
-
Развитие пространственного мышления и ориентации: Ребёнок учится различать «право» и «лево», «верх» и «низ», «центр» и «край» на собственном опыте, пропуская команды через движение.
-
Тренировка всех психических процессов: задания с ленточками требуют запоминания последовательности шагов, цвета и расположения точек.
-
Развитие межполушарного взаимодействия: движения рук активизируют одновременную работу обоих полушарий мозга, что является основой для сложных мыслительных процессов, чтения и письма.
-
Совершенствование саморегуляции: Игра останавливает импульсивность. Прежде чем сделать шаг, нужно подумать, осмыслить его и только потом выполнить.
Идея «ЛенТочек» родилась из практических наблюдений. Работая с детьми 3-7 лет, я заметила, что у многих возникают трудности с выполнением простых, на первый взгляд, инструкций: «подними правую руку», «поставь левую ногу на зелёный круг», «соедини точки по образцу». В тетради дети не видели клеточки, не понимали, где и сколько нужно отступить. Пространственные понятия были для них абстрактными. Нужен был инструмент, который сделал бы эти понятия осязаемыми.

Первые прототипы создавались буквально из того, что было под рукой: яркие кружочки, вырезанные из клейкой бумаги, которые приклеивали на пол. Остатки разноцветных атласных лент. Дети с восторгом включались в игру! Мы начинали с простого - 6 или 9 точек, образец, нарисованный на доске маркером. Соединяли точки лентами по правилам, и на полу. Эффект был налицо: ребята лучше выполняли задания, начали ориентироваться на плоскости и в пространстве, учились работать в команде и договариваться.
Но точки на полу не выдерживали активного детского внимания, ко всему хотелось усложнить процесс. Я модернизировала макет: за основу взяла клеёнку, а точки нарисовала перманентными маркерами. Это позволило использовать игру не только в помещении, но и на улице. Появились первые сценарии игр: «Повтори схему», «Выложи букву или цифру», «Повтори рисунок симметрично». Именно в этот момент я поняла, что игра «растёт» вместе с детьми. Для малышей 3-4 лет – это цвет, длина и простое действие, для старших 5-7 лет – сложные алгоритмы и комбинации.
Финальным этапом стало создание профессионального продукта. Я поняла, что игра должна быть не только развивающей, но и практичной, безопасной и долговечной. Так появилась подвижная нейроигра «ЛенТочки» с большим игровым полем (130х130 см) из специальной прочной оксфордской ткани с влагостойкой пропиткой. Этот материал не промокает, не пачкается, его можно постелить на любую поверхность – на траву, песок, асфальт или пол в группе, он легко чистится и стирается в стиральной машине, при необходимости. Яркие точки не выцветают и не стираются, так как наносятся методом термопечати. Игру легко свернуть и взять с собой на дачу или в гости.
Позже появилась настольная версия «ЛенТочки мини» - игра, которая идентична, но для индивидуального или парного использования, она отлично подходит для поездок и мест, где мало пространства.

Методика, апробированная на возрасте 3-7 лет и строится по принципу «от простого к сложному». Для детей 3-4 лет: Акцент на знакомство с цветами, длиной и базовыми действиями. «Найди первую точку, покажи короткую ленточку», «Соедини красной ленточкой две точки». Задания с 4 или 6-ю точками. Для детей 4-5 лет: вводятся понятия «право-лево», «диагональ, горизонталь и вертикаль» и простые последовательности. Дети начинают работать с 9-12 точками. Для детей 5-7 лет: усложненные схемы (12-25 точек) и игры на знание английских и русских букв и цифр, «Графический диктант». «Геометрические фигуры», «Симметрия» и так далее.
Апробация в разновозрастных группах показала, что игра универсальна. Она стимулирует не только когнитивное, но и социальное развитие: дети учатся взаимодействовать, договариваться, работать в команде, соблюдать очередность и правила, радоваться успехам друг друга.
Мы создаём такие игры, потому что верим: настоящее развитие происходит там, где есть интерес, движение и свобода. «ЛенТочки» – это не учебное пособие, а приглашение в мир весёлых открытий, где развитие становится естественным процессом, а не скучной обязанностью.
Наши планы – не останавливаться на достигнутом. В разработке уже находятся новые подвижные игры, что откроет новые возможности для подготовки к школе. Мы мечтаем, чтобы «ЛенТочки» появились в каждом детском саду, на каждой детской площадке и в каждой семье, где ценят гармоничное и радостное развитие ребёнка. Ведь иногда самые гениальные решения, тренирующие мозг, лежат буквально у нас под ногами.
Марина Григорица, автор и производитель
подвижной нейроигры «ЛенТочки»,
компания «Вундермама Григорица»
Рекомендуем почитать
- Комментарии






























