"Игры и Игрушки" №4-2025
Решаем логопедические задачи через игру
Несмотря на развитие цифровых технологий и привлекательность экранов, классические игры и игрушки остаются важным инструментом в работе с детьми. Они служат «ключами» к детской душе, способствуя установлению контакта и формированию правильной речи

Логопеды тщательно подбирают игрушки, учитывая индивидуальные интересы каждого ребёнка. «Сердце ребёнка – это компас», направляющий процесс обучения. Обучение, основанное на интересе, значительно повышает эффективность и способствует достижению новых результатов. Вовлечение ребёнка в процесс является ключевым фактором прогресса, позволяющим раскрыть его потенциал.
Хотя логопедия активно осваивает цифровые технологии, традиционные игрушки, такие как куклы, машинки, конструкторы и настольные игры, остаются незаменимыми помощниками. Они помогают наладить контакт с ребёнком и стимулируют правильное построение фраз. Есть специальные логопедические игры, которые помогают как родителям, так и педагогам заинтересовать ребёнка и решить нужные задачи. Например, игра «Логопедический язык», которая при помощи красной варежки удерживает внимание ребёнка и помогает ему в решении заданий.
Логопеды часто подбирают игрушки, учитывая индивидуальные увлечения малыша. Например, для ребёнка, обожающего динозавров и замки, подойдёт кукла L.O.L. с соответствующей тематикой, а для поклоннику «Холодного сердца» – персонаж из мультфильма Диснея. Главное – поддерживать интерес ребёнка к занятиям, ведь именно он является ключом к успешному прогрессу.

В логопедической практике используются разнообразные игрушки. Специалисты рекомендуют родителям выбирать игрушки с изображением лиц, чтобы стимулировать общение и социальное взаимодействие. Например, вместо обычных кубиков лучше подойдут маленькие фигурки людей, которые могут «играть» с игрушечной едой. Важно выбирать игрушки, которые можно использовать в разных сценариях, развивая воображение и творческое мышление ребёнка. Так, кукла Принцесса может «выйти замуж» за принца и отсюда вытекает сюжет игры. Также полезны игрушки, помогающие расширять словарный запас. Отличным выбором станут предметы, имитирующие реальные вещи: игровые кухни, миниатюрные классы и так далее.
Чтобы игра с малышом была максимально эффективной, создайте спокойную обстановку. Уберите все лишние игрушки и выключите отвлекающие звуки (телевизор, радио). Оставьте только одну игрушку или набор, чтобы ребёнок мог полностью сосредоточиться на игре. Активно общайтесь во время игры, повторяя нужные слова. Это поможет малышу лучше запомнить то, что вы произносите. Но помните: давайте ребёнку время подумать и ответить. Если вы видите, что интерес малыша начинает угасать, лучше закончить игру. Со временем его концентрация внимания обязательно улучшится и время игры можно будет увеличить.
«Мистер Картофельная голова» от Empire of Dolls – это классическая игрушка, которая особенно полезна для детей, испытывающих трудности с выполнением инструкций, например, для детей с нарушениями речи. Используйте его для развития навыков следования указаниям: покажите, как правильно прикрепить одно ухо. Затем попросите ребёнка сделать то же самое со вторым ухом.
Для детей с нарушениями экспрессивной речи «Мистер Картофельная голова» поможет освоить предлоги и названия частей тела: покажите на нос и место, где он должен быть. Скажите: «Это нос. Где находится нос? Нос находится НА лице!» Затем опишите другие части тела игрушки и попросите ребёнка повторить.
Игрушечные телефоны: незаменимый инструмент в логопедической практике. Этот простой предмет может стать мощным стимулом для детей, испытывающих трудности с речью: от застенчивых молчунов до заикающихся малышей и тех, у кого проблемы с артикуляцией. Предложите ребёнку поиграть в телефонный разговор, используя забавные голоса и разыгрывая сценки. Чтобы вовлечь его в беседу, задавайте простые, конкретные вопросы, требующие коротких ответов. Вместо открытого вопроса, например, «Чем бы ты хотел сегодня заняться?», лучше спросить: «Хочешь сегодня пойти в парк?». Такой подход помогает ребёнку легче формулировать ответы и чувствовать себя увереннее в разговоре.

Настольные игры для развития речи. Подбирайте настольные игры, которые увлекут вашего ребёнка. Игры типа «Угадай, кто?» и «Угадай, где?» с их вопросами и ответами отлично стимулируют общение. Классические игры, такие как «Кэндиленд», тоже могут стать отличными помощниками логопеда. Попробуйте ввести новые правила: пусть ребёнок произносит одно слово из своего активного словарного запаса при каждом броске кубика. В играх, где нужно собирать карточки или другие предметы, попросите его использовать одно новое целевое слово для каждой собранной карточки.
Куклы. Используйте любимые игрушки ребёнка (куклы, мишки) для обогащения словарного запаса и постановки правильной речи. Новые слова: демонстрируйте понятия наглядно. Например, покажите, что такое «холод», дрожа и говоря: «Мне холодно!» Правильная артикуляция: Тренируйте звуки, произнося слова с ними (например: [Б] в «Бублик», «Бутылочка»). Построение предложений: помогайте ребёнку составлять предложения, отвечая на его фразы и расширяя их. Это формирует речевые модели и учит использовать новые слова.
Также можно предложить несколько игр на развитие фонематического слуха, которые помогают:
-
Научить различать звуки в словах, слогах и в рядах звуков.
-
Отработать навык различения фонем по акустическим особенностям (глухих — звонких, свистящих — шипящих, твёрдых — мягких и т. п.).
-
Сформировать чёткое представление о звуковом составе слова.

Игра «Назови звук». Взрослый называет 3-4 слова, в которых встречается определённый звук, а ребёнок опознаёт и называет его. Пример: «кот», «кубик», «домик», «ковер» — звук «к».
Игра «Найди звук». Взрослый произносит звук, а ребёнок ищет картинку с предметом, в названии которого есть этот звук, и переворачивает её. Например, услышав звук «б», ребёнок переворачивает карточку с бананом.
Игра «Пропавший звук». Взрослый произносит слова, намеренно пропуская звук. Ребёнку нужно отгадать слово и понять, какого звука не хватает.
Игрушки – это не просто предметы, это целый волшебный мир, открывающийся ребёнку! Они не только наполняют детство радостью и увлекают малыша в свои игры, но и становятся настоящими проводниками в его развитии.
Лия Новикова, учитель-логопед
ГБОУ Школа № 1584, г. Москва
- Комментарии






























